На площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК состоялась пресс-конференция, в ходе которой председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Марат Султангазиев проинформировал представителей СМИ об итогах работы Комитета государственных доходов МФ РК за 2019 год.

По информации спикера, план по доходам в госбюджет в компетенции Комитета государственных доходов исполнен на 100,8%, что по сравнению с предыдущим годом поступило больше на 1 трлн. 381 млрд. тг. (на 17,4%). Необходимо отметить, что поступления от не сырьевого сектора увеличились на 10% и составили 6,4 трлн. тг., от сырьевого сектора увеличились на 7% и составили 5,6 трлн. тг.

В рамках подтверждения финансовой устойчивости участниками госзакупа обеспечено поступление в бюджет страны более 1 млрд. тенге налогов. Реализуется проект «Казначейское сопровождение» при строительстве, проводится анализ взаиморасчётов генподрядчиков с субподрядчиками по трем уровням риска. В рамках мониторинга более 150 строительных объектов оборот участников вырос на 43% (400 млрд. тг.), уплата налогов на 56% (на 9 млрд. тг.). Кроме того, реализуется пилотный проект по выявлению рисковых компаний и ограничению выписки электронных счетов-фактур (ЭСФ) на ранней стадии. С начала проведения пилота предотвращено неправомерное отнесение в зачет на 30 млрд. тенге НДС по схемам уклонения.

Эти меры положительно повлияли на повышение налоговой культуры и развитие дистанционного мониторинга, которым обеспечен рост поступлений на 36% (323 млрд. тенге). В результате совершенствования системы управления рисками сокращено количество налоговых проверок. За отчетный период проверки сокращены на 28% или с 38 до 27 тыс., при этом, увеличена сумма выявленных нарушений в 2 раза, которая составила 344 млрд. тенге.

Как отметил М.Султангазиев, в настоящее время реализуются проекты, направленные на цифровизацию налогового и таможенного администрирования и бизнес-процессов субъектов предпринимательства. Так, выстраиваемая национальная система представляет собой комплекс информационных систем, направленных на обеспечение документальной и физической прослеживаемости. Это даст возможность анализировать ценообразование и отслеживать всю цепочку движения товаров по стране.

Справочно: документальная прослеживаемость производится в системах «Астана-1», «Электронные счета-фактуры» с модулем «Виртуальный склад» и вывод товара из оборота через онлайн-ККМ. В конце прошлого года промышленную эксплуатацию сдана ИС «Астана-1» являющаяся первоначальным этапом прослеживаемости. В текущем году планируется реализация новых задач, направленных на дальнейшее развитие системы.

Основой документальной прослеживаемости является ИС «Электронные счета-фактуры». Для удобства пользования ИС ЭСФ запланирована разработка мобильного приложения для обеспечения мобильного доступа в систему. В текущем году планируется реализовать сопроводительные накладные на товары, которые заменят действующие сегодня 3 разных сопроводительных накладных – на алкогольную, табачную продукции и нефтепродукты. Физическую прослеживаемость обеспечивает система «Маркировка и прослеживаемость товаров». Сегодня это только на определенные товары, такие как меховые изделия, табачная и алкогольная продукции.

По итогам пилотов будет определена стоимость цифровой марки и в целом, общие затраты по внедрению маркировки. Применение онлайн-ККМ является завершающим звеном в прослеживаемости движения товаров. Применение, которого с начала текущего года должно быть повсеместным.

Одним из значимых нововведений для граждан, направленного на упрощение и альтернативную уплату налогов стал запуск с декабря 2019 года мобильного приложения «Налоговый кошелек», механизм которого позволяет физическим лицам и индивидуальным предпринимателям проводить автоматическую разноску платежей в бюджет по соответствующим налогам.

В рамках дальнейшего развития этого приложения Комитет государственных доходов планирует дать гражданам возможность корректировки недостоверных сведений по их объектам налогообложения без явочного характера.