На площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК состоялась пресс-конференция на тему «Возможности QazTrade по поддержке казахстанского экспортера».

В качестве спикеров выступили генеральный директор АО «Центр развития торговой политики «QazTradе» Арман Абенов и руководитель проекта «Экспортная акселерация» Шынгыс Торез.

АО «Центр развития торговой политики «QazTrade» является аналитической организацией со стопроцентным участием государства и функционирует при Министерстве торговли и интеграции РК.

По информации Армана Абенова, «QazTrade» проводит анализ зарубежных рынков на предмет возможности расширения представленности казахстанской продукции. Речь идет как о новых товарах для этих рынков, так и о возможности увеличения объемов поставок уже экспортируемой продукции. Так, анализируется перечень импортных товаров, которые поставлялись в отдельные страны за последние несколько лет. При этом сравнивается этот перечень с товарами, которые производятся в Казахстане.

Анализ проводится по ряду показателей: стоимость, требования к качеству, объемы и т.п. Анализируются логистические возможности: насколько казахстанская продукция будет конкурентоспособной с учетом затрат на доставку до рынков сбыта. И уже исходя их результатов такого анализа формируется перечень товаров для конкретных стран, где Казахстан может расширить свое торговое присутствие.

К примеру, во время визита в Швейцарию и США Министром торговли и интеграции РК был предложен перечень из 263 казахстанских товарных позиций на общую сумму 2 млрд. долл. США. Это такие товары, как феррохром, минеральные удобрения, уран, масло подсолнечное и соевое т др.

Анализ показывает, что основным конкурентным преимуществом наших товаров по сравнению с товарами других стран является приемлемая экспортная цена. Вместе с тем, качество и органичность наших продовольственных товаров также выигрывают на рынках стран, переполненных продукцией ГМО. Особое внимание уделяется приграничным рынкам.

В настоящее время «QazTrade» прорабатывает вопрос того, чтобы крупные казахстанские компании выходили на рынок соседних стран в кооперации с другими отчественными компаниями, поставляющими комплектующие или дополняющие товары.

«В прошедшие выходные я встречался с представителями Ассоциации производителей автохимии и с компаниями нашего автопрома, и мы обсуждали перспективы такой «кооперации» наших компаний для выхода на внешние рынки, - сообщил гендиректор АО «Центр развития торговой политики «QazTrade» Арман Абенов.

Одним из направлений аналитической работы Центра является мониторинг ситуации на мировом рынке и анализ их влияния на внешнюю торговлю товарами и услугами. Сегодня актуальный тренд для многих стран - встраивание в глобальные цепочки добавленной стоимости. Это может открыть новые возможности для отечественных экспортеров. В рамках предстоящего визита Министра торговли и интеграции РК в Южную Корею «QazTrade» проводит анализ потенциала Казахстана для последующего встраивания в автомобильное производство, налаженное в Корее, через экспорт легкосплавных (литых) автомобильных дисков, с учетом высокой сырьевой базы Казахстана.

«Имеется возможность предложить мировым гигантам автомобилестроения и электронной промышленности (Apple, Samsung, Hyundai и другие) организовать производство комплектующих с высокой долей сырья в их себестоимости. Доступ к необходимой инфраструктуре и большому объему сырьевой базы открывает возможности для производства кабелей, металлических разъемов, корпусов из нержавеющей стали и алюминия для смартфонов», - подчеркнул Арман Абенов.

С текущего года QazTrade запускает сервисную поддержку для экспортеров в рамках программы экспортной акселерации. Программа направлена на получение интенсивного развития компании от производства до выхода ее на новые рынки.

Проект «QazTrade акселерация» - система образовательных и консультационных мер, направленных на поддержку и ускоренное развитие экспортной деятельности компаний, в том числе не осуществлявших экспортных поставок ранее. В рамках программы будет проводиться полноценная диагностика предприятия в целях определения картины казахстанского товаропроизводителя и его товара для дальнейшей реализации.

«Экспорт на международный рынок многим отечественным товаропроизводителям кажется чрезвычайно долгим и сложным. Недостаточность информации, нерешительность, нехватка опыта и неспособность объективно оценить возможности своей компании становятся причинами отказа от сотрудничества с иностранными партнерами. Между тем многие казахстанские товары способны составить достойную конкуренцию известным мировым брендам, и только субъективные причины тормозят развитие казахстанского несырьевого экспорта», - особо отметил А.Абенов.

Запущен информационно-аналитический портал export.gov.kz для предоставления широкого спектра услуг для экспортеров.

На портале опубликован анализ зарубежных отраслевых и страновых рынков, информация по логистическим возможностям экспорта, условиям доступа на внешние рынки (наличие торговых барьеров, тарифные и нетарифные условия входа). Размещены обзоры систем технического регулирования таких стран как Иран, Турция, ОАЭ, Китай, Германия (в части органической продукции).

Также опубликован реестр казахстанских экспортеров-поставщиков и их продукции, что позволит иностранным заказчикам находить на портале казахстанских контрагентов.