Экспертный взгляд

Как поднять казахстанское кино с колен?

2 марта 2017

Оркен КЕНЖЕБЕК, ведущий службы Специальных проектов Агентства «Хабар», блогер.

Кино, так же, как и любой другой информационный ресурс, должно действовать тремя способами – освещать, просвещать и развлекать. И в этом есть и суть кино. Есть развлекательное кино, есть просветительское кино. Есть – проходящие. Есть партизанское, арт-хауз формат.

У меня есть сомнения, что новый канал «Ел арна» будет показывать весь спектр казахстанского кино. Потому что года два тому назад, министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы жестко заявил о том, что партизанское кино Эмира Байгазина «Уроки гармонии», Адильжана Ержанова «Хозяева», и другие фильмы нового поколения не надо показывать - они не отражают нашу реальность. Если такая цензура будет на новом казахстанском киноканале, то он не будет способствовать задаче развития отечественного кино.

Любые инициативы останутся пустыми, если нет закона «О кино». Как создать, как поддержать отечественное кино, если нет закона? Как урегулировать влияние западного кино, как ему противостоять? Эти вопросы приходится задавать все чаще и чаще.

Чтобы поднять казахское кино, Тимур Бекмамбетов предложил удешевить стоимость билетов. На заседании правительства по этому вопросу прозвучало и другое предложение, например, Ахана Сатаева - сделать билеты более дорогими. Я думаю, игра на цене билета - не панацея, потому что у нас рынок очень маленький и от того, будет цена на билеты 500 или 3 тысячи тенге - количество тех, кто ходит в кино постоянно, не увеличится.

Опыт других стран Южная Корея, Франция, Китай, Япония говорит о том, что можно пойти и другим путем. С 1948 года во Франции с каждого проданного билета - 11 процентов удерживается для Национального центра кино. В прошлом, 2015 году, общий бюджет киноиндустрии, то есть, количество проданных киноиндустрией билетов составляло 1млрд.300 млн долларов. Из общего сбора проданных билетов 143 млн уходило в Национальный центр кино.

С 60-70 годов на эти средства они создали новое французское кино и средства пошли на формирование новых независимых режиссеров, на запуск кинотеатров в провинции. В Южной Корее тоже такая система. Там в фонд национального кино удерживают от полутора до трех процентов с каждого проданного билета. У нас нет такого – у нас не снимаются сборы, у нас нет национального центра кино, поэтому такое положение.

Теперь рассмотрим пример Китая – там существует запрет на иностранные фильмы. Они допускают ежегодно только 34 картины: 20 художественных фильмов плюс 14 3D фильмов, получается 34. Больше не пропускают, все остальное - исключительно свое.

Китай вышел на 1 место по количеству кинотеатров. Раньше была Америка, теперь первый кинорынок – это Китай, который берется привлекать голливудских артистов в фильмы по китайским сюжетам. Все голливудские студии стараются попасть в этот список «34». Они заставили киноиндустрии стран работать на их культуру, менталитет. У них Мэтт Деймон должен восхвалять китайскую историю, культуру.

Киноиндустрия Южной Кореи - то, что мне нравится. У них раньше была квота – 140 дней в году они должны были показывать корейское национальное кино - такова была защита от голливудской экспансии. США, угрожает тем, что вводит санкции и Южная Корея сократила это число до 46 дней.

Есть японский опыт. Там, 54 процента общего времени телевидения в году – отведено японскому кино. 46 процентов отведено показу других фильмов. Везде, где в нормальных странах развита своя индустрия, введены такие защитные механизмы. У нас таких механизмов нет, поскольку нет закона, который бы регулировал: как запрещать, как вводить сбор билетов, нет национального центра кино, нет механизма защиты от голливудских фильмов. Нет дней национального кино, как в Южной Корее.

Мне нравится опыт Германии – у них, с 1960 года действует закон «О германском кино», и с этого времени каждые 5 лет этот закон пересматривается.

Потому что изменения столь стремительны. Но перед пересмотром идут общественные дискуссии, даже привлекают церкви. Общество обсуждает: что мы должны создать, что такое германское кино, кого и на какие деньги привлекать? Мы удивляемся шедеврам германского, японского или американского кино, а все это потому, что у них киноиндустрия создается при поддержке государства, при консенсусе общества и государства. При этом меня удивляет, что в Америке нет министерства культуры.

Во Франции сейчас даже налоги с сериалов телеканалов берут. Сейчас намереваются ввести налог с общего сбора национального центра кино даже для таких сайтов как онлайн-кинотеатры – net.flex, где платишь в интернете и смотришь качественный фильм. Французы изменяют, совершенствуют свое законодательство. А у нас даже за 25 лет нет своего закона, который бы утвердил: что такое казахское кино, как его защищать, как продвигать? Поэтому пока кино у нас развивается хаотично.

Фото: el.kz


+7 (7172) 559-338

Астана, ул. Кунаева 4,
13 этаж