Впервые в истории казахстанское кино целенаправленно вышло в международный прокат, сказала в интервью для нашего сайта вице-министр культуры и спорта Актоты Раимкулова.

- Актоты Рахметоллаевна, что стало фундаментом этого успеха?

- Если раньше мы ограничивались только разовыми показами на международных фестивалях и конкурсах, то сегодня, благодаря созданию ко-продукции широкое мировое признание получили казахстанско-российская кинокартина «28 панфиловцев», ставшая лидером российского проката 2017 года. С большим успехом прошла снятая совместно с голливудскими компаниями картина «Амре», которая фактически 4 недели занимала лидирующие позиции в прокате. Также, буквально недавно в Алматинской области начались съемки казахстанско-японской ко-продукции «Конокрады», партнерами которой стала компания «TokyoNewCinema.

- Какие сюрпризы готовит нам казахстанский кинопрокат?

- На выходе первый совместный казахстанско-китайский фильм «Композитор», снятый по инициативе Глав двух государств. С этой картиной Казахстан впервые выходит на широкий китайский рынок кинопроката, попасть на который мечтают все ведущие кинокомпании мира.

В прокат скоро выйдут: «Елбасы жолы», «Қазақ Елі – «Алмас Қылыш», «Анаға апарар жол», «Оралман», «Құнанбай», «Аманат», очередной фильм киноэпопеи «Елбасы жолы – «Астана», исторические фильмы «Қазақ Елі», «Томирис», «Балуан Шолақ», художественный фильм «Жеңімпаз», анимационные картины «Күлтегін», «Мұзбалақ».

- В прокате выросла доля национального кино. На сколько и за счет чего?

- Мы можем с уверенностью говорить, что сегодня казахстанский кинематограф на особом подъеме. Всего за несколько лет доля национального кино в прокате выросла практически вдвое – с 6 % в 2014 году до 12,5 %! За последние три года по заказу министерства выпущено 20 художественных, 67 документальных, 4 анимационных картины. Все они, об истории страны, культуре, традициях, современных достижениях, исторических личностях, «героях нашего времени».

- Вы сказали, что победы в международных фестивалях класса «А» – это всегда колоссальная возможность достойно представить Казахстан и казахстанское кино на высоком международном уровне. Чей успех вы хотели бы подчеркнуть особо?

- Самал Еслямова получила Гран-при «За лучшую женскую роль» на Каннском фестивале и стала первой актрисой на постсоветском и азиатском пространстве, удостоившись столь высокой награды. Безусловно, это огромный успех, вызвавший колоссальный интерес мирового сообщества к нашей Самал и к Казахстану в целом.

Грандиозным событием этого года стала и премия «За лучшую режиссуру» казахстанского режиссера Эмира Байгазина на престижном 75-ом Венецианском международном кинофестивале за фильм «Река» в секции «Горизонты», снятого по заказу Министерства. Здесь нужно отметить, что в истории казахстанского кино, это первая награда такого высокого мирового уровня в области режиссуры!

Добавлю, что достижением в истории национального кинематографа стало открытие в 2017 году первого казахстанского павильона на престижном кинофестивале мира - в Каннах, продолживший свою работу и в этом году.

- Впервые за годы независимости в Казахстане был разработан проект закона Республики Казахстан «О кинематографии». Расскажите, как он создавался и что он предлагает?

- Создавался он, благодаря поддержке Главы государства в соответствии с поручением, озвученным на открытии третьей сессии Парламента шестого созыва. Это первый Закон в области культуры, который выводит сферу кинематографии в отдельную самостоятельную отрасль. В целом, это сложный и непростой Закон, который кардинально изменит все действующие механизмы дальнейшего развития национального кино и направлен на решение трех основных задач: первое - поддержка производства национальных фильмов; второе – обеспечение широкого проката национального кино; третье – выход казахстанского кино на международный рынок, в том числе за счет совместного кинопроизводства и создания ко-продукции с ведущими кинокомпаниями мира.

Одной из важнейших составляющих проекта Закона является создание при Правительстве Республики Казахстан Фонда поддержки национального кино в форме некоммерческого акционерного общества. Его деятельность будет направлена, прежде всего, на аккумулирование и распределение бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых на кинопроизводство, прокат, показ и дальнейшее продвижение национальных фильмов.

Это международная практика, подобные организации действуют практически во всех ведущих странах кинопроизводителях. Одной из основных задач Фонда будет рассмотрение и отбор кинопроектов по результатам открытого конкурса. Участие в питчинге смогут принять все независимые киностудии и продюсерские центры.

Законом предлагается введение новой модели государственного финансирования национального кино. Сегодня практически все картины финансируются в полном объеме, включая их прокат. Соответственно, это серьезно ограничивает число выпускаемых картин, а также их коммерческое продвижение на рынке, так как производитель, продюсер, творческая группа в ходе производства уже получили все свои гонорары.

Автор: Гульмира Сарбасова