За 26 лет независимости Казахстана, в стране построено 1,1 млн. жилищ- примерно по 40 тысяч ежегодно. За 15 лет реализации программы «Нұрлы жер» планируется построить 1,5 млн. жилищ, то есть в 2,5 раза больше или по 100 тыс. жилищ ежегодно. Министр МИР РК Женис Касымбек уверен – вопросы обеспеченности жилья казахстанцев будут существенно решены, подробнее об этом он рассказал в интервью ortcom**.**kz

- Что предпринимается для увеличения объемов строительства арендного жилья для социально-уязвимых слоев населения?

- Начиная с 2019 года увеличивается финансирование строительства арендного жилья на 10 млрд. тенге. Общая сумма составит 35 млрд. тенге. Это позволит ежегодно сдавать дополнительно тысячу квартир.

Кроме того, в настоящее время акиматам предоставлено право приобретения построенных объектов жилья у частных застройщиков. Данная норма позволит ускорить процесс предоставление жилья нуждающимся гражданам.

Объекты будут выкупаться при соответствии установленным параметрам Госпрограммы - площадь 65-80 кв.м., цена в промежутке 140-180 тыс. тенге кв.м. Это стимулы для активного вовлечения частных застройщиков в реализацию программы, то есть это существенная поддержка для предпринимательских инициатив.

- Предусмотрены ли дополнительные средства на строительство доступного кредитного жилья?

- Кредитное жилье из-за доступных ценовых параметров – за 140-180 тыс. тенге, пользуется большим спросом среди очередников и вкладчиков Жилстройсбербанка. Каждый хочет иметь собственное жилье.

Финансирование строительства такого жилья обеспечивается за счет выпуска акиматами облигаций. Предусмотрен «револьверный принцип» повторного использования средств каждые 2 года.

В настоящее время, по данному направлению ведется повторное использование ранее выделенных средств на сумму 240 млрд. тенге.

В целом сумма оборачиваемых средств составляет 270 млрд. тенге. Из них 30 млрд. тенге в 2016 году АО «НУХ «Байтерек» направлено на строительство арендного жилья.

Средства, ранее выделенные в рамках антикризисных мер, будут использоваться повторно каждые 2 года. Данные средства подлежат возврату только через 20 лет. На мой взгляд, это большая поддержка со стороны государства.

То есть, акимат в течение 2-х лет строит жилье, реализует очередникам через систему жилстройсбережений и клиентам других банков, а средства от реализации квартир повторно направляются на строительство нового жилья или приобретение у частных застройщиков.

- В республиканском бюджете не предусмотрены средства на строительство кредитного жилья. Как и за счет каких средств планируете обеспечить ежегодное строительство доступного кредитного жилья для бюджетников, учителей, врачей и других категорий платежеспособных очередников акиматов?

- Действительно, как мы говорили ранее кредитное жилье из-за доступных ценовых параметров, по которым строят акиматы (140-180 тыс. тенге) пользуется большим спросом среди очередников и вкладчиков Жилстройсбербанка. Каждый хочет иметь собственное жилье.

В целях увеличения объемов строительства такого жилья, нами внесены нормы, позволяющие акиматам приобретать готовое жилье, соответствующее требованиям программы, у частных застройщиков.

В то же время для эффективного использования средств, предусмотрен «револьверный принцип». Средства, ранее выделенные из Национального фонда (в 2016 г) в рамках антикризисных мер используются повторно каждые 2 года и дополнительного финансирования не требуется.

То есть, акимат в течение двух лет строит жилье, реализует очередникам через систему жилстройсбережений, средства от реализации квартир повторно направляются на строительство нового жилья или приобретение у частных застройщиков.

- Будет ли программа «Нұрлы жер» обеспечивать новым жильем граждан для приобретения их через ипотеку «7-20-25»? Предусмотрены ли какие- либо условия для этого?

- Мы полагаем, что начатая пару месяцев назад по поручению Главы государства доступная ипотечная программа «7-20-25» в итоге приведет к большому спросу у населения нового жилья на первичном рынке.

А это стимул для строительных компаний предложить населению построенное ими жилье по определенным ценовым параметрам, так как ипотечная программа обеспечит их надежными покупателями.

Вместе с тем, за счет государства будет подведена вся необходимая инфраструктура к районам жилищной застройки и начиная с 2019 года увеличивается финансирование на 20 млрд. тенге (всего по 100 млрд. тенге).

Официальными представителями АО «Баспана» было озвучено, что ими планируется оказание финансовой помощи застройщикам. Можете рассказать об этом? В целях увеличения объема предложений на рынке нового жилья, соответствующего требованиям программы «7-20-25» Оператор готов выделить акиматам 150 млрд. тенге.

В качестве правовой основы предлагается использовать механизм финансирования строительства жилья через выпуск акиматами облигаций со сроком погашения до 2-х лет.

Оператором предлагается рассмотреть возможность осуществления выкупа облигаций акиматов в объеме до 150 млрд. тенге, с лимитами в городах Астана, Алматы, Шымкент – 20 млрд. тенге, в других регионах – 6,4 млрд. тенге.

- Скажите пожалуйста не возникнут ли какие-нибудь сложности в вопросах финансирования?

- На данное время ведется отработка механизмов с акиматами. Оператор уже выделяет 20 млрд. тенге акимату города Шымкент для строительства 500 тыс. кв. м жилья по программе "7-20-25".

Выделенные средства будут оборачиваться по револьверному принципу каждые 2 года. Так как акиматы уже работают по данной схеме в рамках программы "Нұрлы жер" по кредитному жилью, сложностей в релизации механизма финансирования не ожидается.

- Официальные представители ипотечной организации «Баспана» озвучили, что они планируют оказать финансовую помощь застройщикам. Расскажите об этом подробнее…

- На сегодня у нас в рамках «Нұрлы жер» уже действует механизм по строительству кредитного жилья через выпуск акиматами ценных бумаг.

В данном механизме облигации акиматов выпускаются на 2 года. В свою очередь Холдинг «Байтерек» выкупает эти облигации и по завершению строительства дома, квартиры реализуются вкладчикам Жилстройсбербанка и очередникам акиматов. Таким образом, акимат обратно выкупает свои облигации.

«Баспана» предлагает использовать аналогичный механизм финансирования строительства жилья. На данное время Оператор ведет отработку механизмов с акиматами. Для этого «Баспана» готова выделить акиматам 150 млрд. тенге. Мы поддерживаем эту инициативу.

Оператор предлагает рассмотреть возможность осуществления выкупа облигаций акиматов в объеме до 150 млрд. тенге, с лимитами в городах Астана, Алматы, Шымкент – 20 млрд. тенге, в других регионах – 6,4 млрд. тенге.

Однако, ипотечная организация будет предлагать средства на рыночных условиях по ставке 8-9% годовых, тогда как в действующем направлении программы «Нурлы жер» займы для строительства кредитного жилья акиматам предоставляются под 0,1% годовых.

- Что делается сегодня для разрешения затруднений при накоплении первоначального взноса?

- По данным АО «Баспана», они совместно с акиматами начали работу по снижению первоначального взноса для молодых семей и работников бюджетной сферы.

Ипотечной организацией разработаны продукты:

- "Жас арман" для молодых семей, по которой 10% вносит сам гражданин, 10% помощь выдают местные исполнительные органы - как социальная помощь или беспроцентная ссуда для первоначального взноса. Цена 180 тыс.тг/кв.м, приоритет по бальной системе, состав семьи, количество детей, для Астаны – прописка, возраст 21-36 лет.

- "Қамқор баспана" для работников бюджетной сферы, когда 10% вносит сам гражданин, 10% - идет как помощь МИО - как соцпомощь или беспроцентная ссуда для первоначального взноса. Цена 180 тыс.тг/кв.м, приоритет состав семьи, для Астаны - прописка.

Предлагается, что акиматы будут выделять субсидии вышеназванным категориям граждан для снижения первоначального взноса. При этом, составление списков, отбор граждан для участия в продукте будет осуществляться самими акиматами.

- Когда начнет действовать эта схема? По данным Оператора программы «7-20-25» пилотный проект уже работает в г. Шымкенте.

- Акимат города Шымкента выделяет 2 млрд. тенге субсидий на 2018-19 годы. Порядка 2 тысячи жителей Шымкента будут охвачены мерами поддержки по первоначальному накоплению.

При этом, в связи с получением статуса города республиканского значения, предельная стоимость жилья для города Шымкент увеличена с 15 миллионов до 25 млн. тенге. Я думаю, эту инициативу подхватят и другие регионы. Аналогичные меры предпринимаются акиматом Актюбинской области.

- Будет ли в будущем рассматриваться участие вторичного жилья по «7-20-25»?

- Одна из первоочередных задач программы «7-20-25» и «Нұрлы жер» - это обеспечение населения доступным жильем. Следующая задача – стимулирование экономики посредством поддержки строительной отрасли, а это новое жилье, создание новых рабочих мест, развитие строительной индустрии по выпуску строительных материалов и смежных отраслей (производства мебели, бытовой техники, оборудования). Данная отрасль в настоящее время составляет 5,4 процента от ВВП. Нам важно дальнейшее ее стимулирование.

Важно понимать, что реализация вторичного жилья не приводит к развитию отрасли жилищного строительства, то есть приобретается существующее жилье и это нецелесообразно в части использования средств на ипотеку. Однако, учитывая многочисленные пожелания граждан, «Баспана» предлагает собственную программу кредитования вторичного жилья «Баспана хит». С номинальной ставкой 10,75% годовых, обязательно наличие первоначального взноса от 20% (можно больше), на срок до 15 лет.

Предельная стоимость жилья для городов Астана, Алматы, Актау, Атырау, Шымкент - до 25 млн. тенге, другие регионы – до 15 млн. тенге. Кроме того, многие могут воспользоваться доступными займами Жилстройсбербанка для приобретения жилья на вторичном рынке по ставке от 5-10%.

- Есть много нареканий и жалоб по качеству строительства. Какие меры предпринимаются по контролю качества строительства?

- Это один из важнейших вопросов. В целом, считаю, что качество строительства не падает. Контроль за качеством ведется в несколько этапов.

Во всех регионах функционируют ГАСК. На этапе проектирования контроль осуществляется госэкспертизой. При сдаче объекта в эксплуатацию участвуют 4 стороны: заказчик, застройщик, авторский и технический надзоры.

Кроме того, с учетом повсеместного внедрения новых технологий и повышения эффективности контроля над качеством строительства, в настоящее время в данную сферу нами внедряются цифровые технологии.

В режиме блокчейн будут автоматизированы все процессы, начиная от проектирования, строительства и до ввода в эксплуатацию. Это позволит контролировать все стадии и процессы строительства, и обеспечить жесткий контроль за качеством строительства.

- Как определяется земельный участок для строительства жилых кварталов или многоквартирного жилого дома? Как быть, если серьезные строительные компании пожелают участвовать в виде строительства жилья для реализации гражданам через ипотечную программу «7-20-25» и «Нұрлы жер»?

- В целом такие предложения рассматривают акиматы в установленном законодательством порядке.

В соответствии с Земельным кодексом (ст. 44-1) предоставление земельного участка в землепользование для строительства объекта в черте населенного пункта осуществляется местными исполнительными органами в пределах их компетенции.

Вместе с тем, предоставление земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности (ст. 48) для коммерческих целей - к примеру, строительства жилья для продажи, осуществляется на торгах, конкурсах, аукционах.

Автор: Гульмира Сарбасова