На площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте озвучено заявление по предварительным итогам работы правительственной комиссии по установлению причин крушения самолета авиакомпании «Bek Air» в Алматинской области.

В качестве спикеров мероприятия приняли участие Заместитель Премьер-Министра РК Роман Скляр, вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Берик Камалиев, генеральный директор Межгосударственного авиационного комитета Виктор Сороченко.

Напомним, что 27 декабря в 07.21 часов произошла катастрофа самолета Fokker 100 авиакомпании «Bek Air», выполнявшего рейс по маршруту «Алматы – Нур-Султан». При выполнении взлет в аэропорту г. Алматы самолет не смог набрать высоту, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, пробил бетонное ограждение и столкнулся с жилым строением за территорией аэропорта. Из 98 человек (9 детей и 5 членов экипажа), находившихся на борту 12 человек погибли, имеются пострадавшие. В соответствии с правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов создана комиссия, в работе которой принимают участие Межгосударственный авиационный комитет, уполномоченный представитель и советники государства-разработчика и изготовителя воздушного судна (Нидерланды).

На сегодняшний день по информации Р.Скляра комиссия выполнила следующие работы:

  • созданы подкомиссии по основным направлениям (летная, инженерно-техническая, административная);

  • составлена схема авиационного происшествия, определены места касания воздушного судна о земную поверхность, зона разброса элементов конструкции, положение воздушного судна и направление его движения;

  • проведена работа по установлению уровня профессиональной подготовки экипажа воздушного судна;

  • исследованы вопросы организации обеспечения полета со стороны со стороны служб обеспечения полетов и обслуживания воздушного движения;

  • проведен анализ информации со средств объективного контроля Службы обслуживания воздушного движения РГП «Казаэронавигация»;

  • получена и проанализирована метеорологическая информация;

  • проведена проверка летно-технической документации воздушного судна по основным разделам. Комиссией установлено, что работы по обработке самолета противообледенительной жидкостью были выполнены частично, крылья самолета не обрабатывались.

На месте крушения обнаружены и изъяты бортовые самописцы параметрической и речевой информации, находившиеся в удовлетворительном состоянии и направленные в МАК с целью считывания и проведения анализа зарегистрированной на них информации. По итогам проведенной комиссии восстановлена хронология возникшей ситуации. На основании имеющейся информации произошло многократное касание самолета поверхности при взлете – 6 раз хвостовой частью, 4 раза основными стойками шасси и 1 один раз крылом. При этом были повреждены 38 огней взлетно-посадочной полосы.

С учетом анализа всех данных комиссия отмечает факт о не исключении вероятности отложения льда на поверхности воздушного судна, простоявшего на стоянке около двух суток.

Комиссия продолжает работу совместно со специалистами МАК и уполномоченным органом по расследованию авиационных происшествий Нидерландов.

Таким образом, с учетом изученной метеорологической информацией и анализа параметрических данных бортового самописца основной версией случившейся авиакатастрофы является версия обледенения воздушного судна.

Комиссия планирует дальнейшую работу:

  • по проведению полного анализа действий экипажа и персонала авиакомпании, служб обеспечения полетов в процессе подготовки к полетам, а также возникновения и развития особой ситуации;
  • продолжить углубленный анализ и синхронизацию параметрической и речевой информации;
  • определить состояние авиационной техники до и после авиационного происшествия;
  • изучить характер эксплуатации авиационной техники на соответствие качества технического обслуживания и выполнения периодического технического обслуживания;
  • провести исследование противообледенительной жидкости в независимых лабораториях с целью установления ее соответствия установленным требованиям;
  • после заключения судебно-медицинской экспертизы экипажа воздушного судна и результатов исследования изъятых проб ГСМ провести анализ с целью выявления факторов, сопутствующих созданию и развитию аварийной ситуации;
  • направить уполномоченному органу по расследованию Нидерландов запись параметрического самописца;
  • в целях анализа параметров движения воздушного судна и возможных действий экипажа при выполнении взлетов в условиях чистого крыла и различных вариантов загрязнения будет проводиться моделирование с использованием IT-технологий МАК совместно со специалистами Казахстана, Нидерландов и других заинтересованных сторон.

Заместитель Премьер-Министра РК также проинформировал, что Антикоррупционной службой по Алматинской области проводится досудебное расследование по фактам незаконной выдачи земельных участков в Талгарском районе вблизи аэропорта г. Алматы.