О мерах по государственной поддержке отечественных товаропроизводителей проинформировал общественность министр торговли и интеграции Республики Казахстан Бахыт Султанов на пресс-конференции, прошедшей на площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК.

Елбасы Нурсултан Назарбаев поставил перед торговым ведомством важную стратегическую задачу: к 2025 году – достичь показателя по объему экспорта несырьевых товаров и услуг в размере 41 млрд. долл. США. И в предвыборной программе Президента страны, и в Послании народу Казахстана большой акцент сделан на расширение объемов торговли.

В качестве «коммивояжера», как сам себя называет Министр торговли, он видит своей задачей «обеспечить открытость зарубежных рынков для национальных переработанных товаров и поддержать производителей, готовых выйти на экспорт». Встречаясь с зарубежными коллегами, он обсудил перспективы увеличения казахстанских экспортных поставок.

Казахстан готов предложить странам Европы, Швейцарии и США 263 товарных позиции на общую сумму более 2 млрд. $.

«В торговле с Россией мы готовы расширить экспорт на 87 товарных позиций, стоимостью почти 250 млн. $, со странами Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан Кыргызстан, Туркменистан) - на 236 переработанных продукта на почти 0,5 млрд. $. В общей сложности мы уже сейчас готовы увеличить свои экспортные поставки на общую сумму свыше 3 млрд.$», - рассказал Султанов.

По итогам проведенных мероприятий заключен 61 экспортный контракт на сумму более 300 млн. $ США. По линии БРК поддержаны 13 экспортеров на сумму 105,2 млрд. тенге.

Казахстан готов расширить свой экспорт в Китай на 60 позиций, общей стоимостью почти 1,3 млрд. $. И китайский рынок готов принять эти товары. По итогам Второй Шанхайской импортной выставки, где были презентованы товары более 30 отечественных производителей, заключены контракты на поставку в Китай продукции на сумму более 150 млн. $ США.

«Нам удалось договориться об открытии торгового дома Казахстана в г.Ухань - самом густонаселенном городе центрального Китая. Более того, под казахстанскую продукцию предоставляются торговые полки в магазинах города», - проинформировал министр.

В рамках продвижения экспорта развитие онлайн-торговли - приоритетная задача для Министерства. На платформе Wildberries уже зарегистрированы 16 компаний из различных отраслей экономики и представлено 590 казахстанских товара.

В настоящее время проводятся переговоры с Wildberries о возможности строительства логистических центров компании в гг. Нур-Султан и Алматы. Их наличие сократит транспортные расходы и расширит каналы сбыта казахстанских товаров в Россию, Белоруссию, Кыргызстан, Армению, Узбекистан, ЕС.

Запущена программа «Школа интернет-экспортера» и уже к началу 2020 года 50 предприятий будут выведены на международную платформу «Alibaba» со статусом «Золотой поставщик», а 6 компаний уже представлены на «Ebay» и «Etsy». В дальнейшем планируется создание казахстанского павильона на площадке «Alibaba», что позволит увеличить количество товаропроизводителей на данной платформе.

В международной торговле товару необходимо соответствовать огромному ряду требований: от техрегламентов до упаковки. В связи с чем, МТИ помогает со сбором информации по системам технического регулирования зарубежных рынков.

Министерством определены 5 приоритетных стран экспорта: КНР, ОАЭ, Турция, Иран, Германия. И, что очень важно, - перечни продукции, которые включают 167 позиций по пищевой и 67 позиций по промышленной продукции. По ним подготовлены страновые обзоры систем технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия, а также алгоритмы обеспечения соответствия продукции всем требованиям для выхода на эти рынки.

Запущен цикл обучающих семинаров для отечественных производителей, где разъясняются тонкости торговли и алгоритмы экспорта. Например, как выйти на рынок Китая?

Были организованы уникальные встречи с ведущими экспертами из Германии, Англии и Турции в таких направлениях как GLP, органика, GLOBALG.A.P., халал. Был приглашен профессор Ван Сеон Шин, который разработал национальные стратегии качества для Samsung Electronics, Samsung Engineering, Hyundai и KIA Motors, LG Electronics.

Государство оказывает максимальную поддержку предприятиям, выходящим на экспорт. Возмещается часть затрат экспортерам обработанных товаров. Государство компенсирует также часть затрат на проведение процедур, связанных с регистрацией товарных знаков на зарубежных рынках и прохождением процедур соответствия техрегламентам.

Этот инструмент господдержки очень востребован среди производителей - за текущий год заявки подали 350 компаний. И уже до конца года 150 компаний получат реальную поддержку от государства. То есть, из 400 активных компаний-экспортеров обработанной продукции поддержкой охвачено более трети из них.

Для усиления экспортной политики, а также концентрации инструментов развития в одном институте и продвижения экспорта создано «единое окно» для экспортеров на базе Центра развития торговой политики «QazTrade».

Запущен новый формат электронного портала export.gov.kz, который включает в себя информационные материалы для экспортеров.

Министерством начата работа по внедрению новой меры государственной поддержки - механизма акселерации экспортера (другими словами, взращивание или создание казахстанского экспортера). При этом, развивая экспортный потенциал Казахстана, упор делается на малый и средний бизнес. Ориентируясь на европейский бенчмарк – Германию и Швейцарию, Минторговли преследует высокие амбиции – значительно увеличить присутствие МСБ в национальном экспорте.

В результате внедрения и апробирования экспортной акселерации к 2025 году в стране появятся новых 78 предприятий пищевой и легкой промышленности, уверенно экспортирующих свою продукцию на новые рынки.

Министерство уполномочено продвигать интересы Казахстана и на площадке Евразийского экономического союза. При этом, Министр акцентировал внимание на том, что здесь тесное взаимодействие с предпринимателями играет ключевую роль. Так как только от реального бизнеса МТИ как уполномоченный орган может знать о возникающих препятствиях, чтобы принимать меры по их устранению.

В рамках торговой дипломатии есть ряд примечательных результатов. Снижены импортные пошлины на ванадий-алюминиевую лигатуру до 0%. Это позволяет снизить себестоимость производства титановых сплавов на 1 млн $, увеличить налоговые отчисления до 5 млн $, а также рентабельность на 5% и производство на 10%.

Приостановлена антидемпинговая мера в отношении украинских ж/д колес до июня 2020 года, которая создавала дефицит стальных цельнокатаных колес для казахстанского железнодорожного парка.

Удалось отстоять позицию о неприменении антидемпинговой меры в отношении оптоволокна из США и Японии.

Одной из приоритетных функций Министерства торговли и интеграции является выработка правил функционирования внутренней торговли.

Министерство проводит мониторинг цен, анализ причин роста и разрабатывает «правила игры» в торговле при одновременном развитии эффективной многоформатной торговой инфраструктуры. Так, несмотря на то, что у каждого из ведомств – Минторговли, МСХ, МНЭ и акиматов имеется свой арсенал влияния на цены СЗПТ и ценовую стабильность, предложено новшество - мобильное приложение Price Scanner. Планируется, что данная программа даст возможность быстро реагировать на ценовые всплески и оперативно использовать механизмы по их стабилизации.

В настоящее время ведомство работает над Государственной программой развития торговой политики. Говоря о необходимости изменений и причинах разработки проекта, глава ведомства рассказал, что «за полгода деятельности Министерства мы провели большую аналитическую работу, увидели уязвимые, проблемные места. Решение которых и пойдет через Программу».

В планах МТИ разработка 1500 стандартов, а также расширить испытательные возможности лабораторий по органике, халал, химии и медицине.

В следующем году в Парламенте будет рассмотрен законопроект по усилению защиты прав потребителей, который разработан министерством. Особое внимание в законопроекте уделено вопросу «самоочищения» бизнеса за счет института саморегулирования и неотвратимости реагирования на жалобы потребителей.

«Мы создаем правовые основы для эффективного рассмотрения потребительских споров в досудебном порядке и усиливаем роль общественных объединений потребителей, в том числе путем введения общественного контроля. Мы считаем, что грамотный потребитель формирует добросовестного предпринимателя», - подчеркнул руководитель ведомства.

Также, в целях реализации Предвыборной платформы Президента РК в следующем году готовится законодательная инициатива по защите казахстанского рынка от некачественной и опасной продукции.