На площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК прошла пресс-конференция на тему: «О работе интернета в период чрезвычайного положения».

В качестве спикеров выступили вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Дарын Туяков; Председатель Правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев; Главный исполнительный директор Beeline Казахстан Евгений Настрадин.

По информации вице-министра Дарына Туякова, в 2020 году общий объем услуг на рынке связи Казахстана увеличился на 12,8% по сравнению с прошлым годом. Направление связи усиленно развивается, за три месяца т.г. наибольшая доля в общем объеме услуг пришлась на услуги интернет-связи – она составила 36,3%.

В настоящее время города и часть сельских населенных пунктов с большим числом жителей получают услуги широкополосного доступа к интернету по разным технологиям. Однако, отмечается, что на сегодняшний день проблемы с качеством испытывают сельские населенные пункты с малым количеством жителей.

Все областные и районные центры обеспечены оптоволоконной линией связи. Более 50% населения подключены к оптоволоконной инфраструктуре. В целях выравнивания социальных возможностей регионов и обеспечения охвата высокоскоростным интернетом по ВОЛС от района до села, с 2018 года реализовывается ГЧП проект. В рамках данного проекта Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК не финансирует строительство оптоволоконного кабеля, а покупает уже готовый сервис и таким образом отходит от традиционного способа строительства ИКТ-инфраструктуры. На сегодня 50% сел уже подключены к ВОЛС. Оставшиеся 643 сельских населенных пункта будут охвачены волоконно-оптическими линиями связи до конца текущего года.

Касательно развития мобильной связи, министерством с акиматами областей подписаны План-графики работ по развитию мобильного интернета в селах. До конца года 928 сельских населенных пунктов будут охвачены технологиями высокоскоростного интернета 3G и 4G. В целях поддержки жителей сельских населенных пунктов услуги фиксированной связи (телефон и интернет) субсидируются, и тариф на услуги телефонной связи и интернет для сел ниже, и составляет 596,59 (без НДС) за телефон и от 982,14 тенге (без НДС) за интернет.

«С проблемами связи в том или ином сочетании сталкиваются все страны, и мы в том числе. Мы прекрасно понимаем, что сегодня наша работа – одна из важнейших составляющих частей жизнедеятельности каждого жителя Казахстана. Сейчас в условиях карантина услуги связи также важны, как и услуги энерго-, водо - и теплоснабжения. Поэтому мы мониторим ситуацию круглосуточно и принимаем все необходимые меры для эффективности ответа на вызов, с которым мы сталкиваемся», - подчеркнул в завершении своего выступления Дарын Туяков.

По информации Председателя правления АО «Казахтелеком» Куанышбека Есекеева, за последние несколько недель трафик на внешних каналах интернет по группе компаний «Казахтелеком» вырос более чем на 20%, а трафик на локальных кэширующих серверах для топ-контента – это Google, Youtube, социальные сети и мессенджеры, увеличился более чем на 15% с момента объявления в стране режима чрезвычайного положения.

За март абонентскую базу «Казахтелеком» пополнили 25 000 домохозяйств. Ёмкость внешних каналов расширена на 360 Гигабит (с 1200 Гбит до 1560 Гбит) и по словам Куанышбека Есекеева, несмотря на значительно возросшую нагрузку на сеть, увеличение будет продолжено.

С момента объявления режима ЧП «Казахтелеком» провел оперативные переговоры и последующие работы с провайдерами по увеличению емкости внешних каналов Интернет. На текущий момент данные каналы расширены почти на 25%, что дает возможность не загружать внешние интернет-каналы и повышать качество предоставляемого сервиса. В настоящее время половина интернет-трафика локализована в Казахстане, что позволяет обеспечивать столь же высокое качество предоставления услуг.

Как отмечает К.Есекеев, АО «Казахтелеком» перешло на льготный режим оказания услуг телекоммуникаций. Это значит, что в период карантина за несвоевременную оплату абонентов отключать от телефонной связи, интернета и платного телевидения не будут. Для всех клиентов установлен безлимитный доступ к ресурсам сети Интернет, в том числе, на ресурсы образовательного контента. На период карантина всем абонентам телевидения предоставлен доступ к премиальному пакету телеканалов без взимания дополнительной платы.

АО «Казахтелеком» совместно с Министерством культуры и спорта РК реализует проект «Звезда на карантине», в котором выступают популярные артисты в онлайн-формате, тем самым поддерживая соотечественников в непростой период. Кроме того, в связи с переводом массовых спортивных мероприятий в режим онлайн, «Qazaq Cybersport Federation» совместно с АО «Казахтелеком» организовало масштабные онлайн-соревнования Alaman#StayHome длительностью в 2.5 месяца, вплоть до 31 мая.

По всем вопросам касательно сервисов «Казахтелеком» можно обратиться к digital-каналам и единому контакт-центру, количество операторов которого увеличено практически в два раза. Режим работы контакт-центров остается без изменений, а онлайн-консультации в мессенджерах WhatsApp и Telegram, а также на портале telecom.kz доступны для пользователей ежедневно с 08.00 до 23.00.

Для юридических лиц, пользующихся услугами «Казахтелком», на портале ismet.kz реализованы сервисы онлайн-обслуживания. Что касается деятельности мобильных операторов, входящих в группу компаний «Казахтелеком».

Нагрузка на сеть Tele2/Altel, увеличилась на 48%. Начиная с 19 марта, компания запустила порядка 10 специальных акций и инициатив, среди них поддержка медицинских работников связью, помощь абонентам в роуминге, обеспечение нетарифицируемым доступом к образовательным ресурсам и ресурсам KAZNET.

В период ЧП Kcell внедрил ряд актуальных полезных продуктов и сервисов. Помимо обеспечения бесплатной связью врачей и предоставления бонусного пакета гражданам, находящимся в роуминге, была запущена акция «Нескучный карантин», в рамках которой предоставлен бесплатный доступ к развлекательным сервисам Bookmate, Mobi Kino и Mobi TV. Компания обеспечила бесплатный доступ к 412 сайтам для дистанционного обучения и 27 сайтам банков, банкингам и их мобильным приложениям.

Главный исполнительный директор Beeline Казахстан Евгений Настрадин отметил, что рост потребления мобильного трафика в сети Beeline с момента введения режима ЧП составил в среднем 10%. Это небольшое превышение ежемесячного прироста, который в обычных условиях держался на уровне 5%. Рост трафика фиксированного, то есть проводного интернета составил 30%. При этом, значительно изменилась карта распределения трафика.

По словам Евгения Настрадина, компания Beeline превентивные меры приняла еще в январе-феврале. Была расширена опорная сеть - и мобильная, и фиксированная, увеличена емкость транспортных каналов. Продолжается мониторинг потребления трафика, и в зависимости от изменений расширяется ёмкость, чтобы не допустить перегрузок или сбоев в дальнейшем.

Кроме того, Beeline продолжает все запланированные на 2020 год работы по модернизации сети, расширению каналов, строительству ШПД в селах, а также все аварийно-восстановительные работы. В целом за этот год компанией запланировано охватить широкополосным доступом больше 1000 населенных пунктов совместно со всеми операторами РК. Реализация проекта уже начата.

«Обеспечение стабильности сети – приоритетный, но не единственный вклад Beeline в антикризисные меры, реализованные в период ЧП. Мы обеспечили бесплатный доступ к образовательным ресурсам, которых уже больше двухсот, а также предоставили безлимитный доступ к казахстанским ресурсам. Также мы предоставили бесплатную связь врачам – 16 000 человек, пенсионерам и инвалидам – больше 100 000 человек. Обеспечили бесплатный доступ к телевидению (BeeTV) и сделали все каналы доступными абонентам ТВ, Интернет дома без увеличения стоимости. В общей сложности мы инвестировали в бесплатные сервисы более миллиарда тенге», - добавил Е.Настрадин.