По словам спикера, с 2018 года система госконтроля за качеством строительства носила исключительно профилактический характер, без возможности оперативного принятия мер воздействия. К тому же на основе системы управления рисками невозможно было провести профилактический контроль, без наличия жалобы.
«На сегодня органами ГАСК акиматов проверки проводятся только по жалобам граждан, и охват проверками строящихся объектов по итогам первого полугодия 2023 года составил всего 9% (на 11 001 строящихся объектов проведено 1 186 проверок) от количества строящихся объектов», - сказал представитель МПС.
Это, по его мнению, приводит к росту самовольного строительства, надстроек и несоблюдению проектных решений. Кроме того, нет надлежащего взаимодействия между органами архитектуры и ГАСК для достижения поставленных задач по недопущению незаконного либо самовольного строительства.
В этой связи Правила определения порядка ведения мониторинга строящихся (намечаемых к строительству) объектов и комплексов, с декабря 2022 года дополнены в части осуществления мониторинга с выездом и визуальным осмотром подведомственной территории.
«Вместе с тем, в целях усиления контроля Комитетом ведется работа по внедрению нового механизма контроля «мера оперативного реагирования». Соответствующие поправки предусмотрены в рассматриваемом Мажилисом законопроекте РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ведения бизнеса», - отметил Б. Жунисбеков.
Новая форма контроля позволит своевременно проводить инспектирование за качеством строительства и пресекать нарушения, в том числе с приостановлением СМР, вплоть до лишения разрешительных документов. Данный вид контроля планируется оцифровать в системе e-Qurylys, что минимизирует риски неформальных взаимоотношений и обеспечит прозрачность.
Также, предусматривается разработка сервиса по автоматизации процедуры подписания акта приемки объекта в эксплуатацию, заключений о соответствии проекту и качестве строительства, декларации о соответствии.
Дополнительно в рамках разрабатываемого Строительного кодекса предусматривается усиление государственного контроля на стадиях строительства и приемки с внедрением механизма «планового инспектирования объектов» и участие органов ГАСК с заинтересованными органами в приемке объектов в эксплуатацию.
Кроме того, ведется работа по переводу всех субъектов в Единый цифровой реестр с внедрением обязательной сертификации специалистов. Таким образом, будет проведена ревизия всех выданных разрешений, что позволит контролировать наличие трудовых и материальных ресурсов в режиме реального времени.