В первую очередь, ответственное поведение. Так считает председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов. Он выступил на площадке Службы центральных коммуникаций.

«Опыт, который мы набрали за последние 7-8 месяцев работы в условиях ЧП и локдауна, показал, что это вынужденный простой, это форс-мажорные обстоятельства. Урок, который извлекли все, и президент это отметил, и правительство. И мы вместе делаем всё, чтобы не повторить повторного локдауна. Потому что запас прочности очень низок. Нужно понимать, что будут тяжелые последствия. Но в тоже время мы понимаем, что жизнь и здоровье граждан, прежде всего. Мы видим в последнее время очень много нарушений, но мы за добросовестный бизнес. И именно ответственное поведение не позволит, и мы не должны допустить повторения ключевого урока», - заявил Мырзахметов.

Но подчеркнул, что совместно с правительством рассматривается развитие разных сценариев. При наступлении худшего – определены пять основных направлений.

«Бизнес просит отсрочку по налогам, кредитам, аренде и коммунальным услугам, а также социальные выплаты для вынужденно высвобожденных работников. Если отдельно останавливаться, многие бизнесмены просят дешёвые кредитные линии. Какие-то поправки можно вносить. Вы знаете, что сейчас 6% ставка по всем программам, но бизнес говорит, что можно и 2%. Мы знаем практику России 0%», - не исключил перспективы Аблай Мырзахметов.

К слову, намерены расширить и перечень пострадавших отраслей.

«В перечень, так называемых, пострадавших отраслей Миннацэкономики определило 29 отраслей, это в основном сфера услуг. Мы считаем, что в период пандемии пострадали фактически все отрасли. Есть пострадавшие напрямую, и такие подотрасли, как те же банкетные залы, бильярдные, которые до сих пор не вышли из локдауна, они просто стоят. По нашим оценкам, там более 132 тысяч человек занято, и они несут огромные потери. А косвенно пострадали все отрасли – около миллиона предпринимателей, это более 70% всего действующего бизнеса. Поэтому мы обратились в МНЭ, чтобы расширить список и включить в него виды обрабатывающих отраслей, которые понесли убытки в части освобождения от оплаты фонда труда. Но при этом мы должны понимать и возможности бюджета, потери тоже большие», - объяснил ситуацию глава Нацпалаты.