Министерством финансов в рамках цифровизации проводится ряд мер, направленных на сокращение доли теневой экономики. Одним из важных направлений является система маркировки товаров. Об этом сообщила директор департамента КГД МФ РК Бахытгуль Казакпаева в ходе брифинга на площадке Службы центральных коммуникаций.

По её словам, маркировка товаров позволит обеспечить физическую прослеживаемость продукции, а потребителям возможность получать подробную информацию о покупке.

«В Казахстане маркировка табачной продукции обязательна. В процессе участвуют производители, импортёры, дистрибьюторы и розница. Маркировка внедряется в два этапа. В первый этап мы вошли с 1 октября 2020 года, где маркируются сигареты с фильтром и без. С 1 апреля 2021 года мы войдём во второй этап, где предстоит маркировать сигары, сигариллы, стики, жидкости для электронных сигарет. Какие задачи решает маркировка? Незаконный оборот товарных рынков теперь непосредственно по цифровым маркам. Data Matrix заменяет бумажную акцизную марку производителя. Импортёры на каждую пачку сигарет наносят коды Data Matrix, где зашифрованы данные производителя, серийный номер и проверочный код. Когда магазин продаёт пачку сигарет, кассир сканирует Data Matrix, информация о продаже направляется в ОФД, далее попадает в информационную систему «Маркировка прослеживаемости товаров», в системе конкретно эта пачка отмечается как проданная и выводится из оборота. В информационной системе отмечаются все движения маркированных товаров», - разъяснила принцип спикер.

Она также ответила на самый популярный вопрос «что делать с остатками немаркированных сигарет?». Они могут находиться в обороте до 1 октября 2021 года. Именно с этой даты наступает ответственность в полном объёме для реализаторов – штраф от 200 до 500 МРП, а если будет нанесён ущерб потребителю – уголовная статья.