Почему дают взятки? 1800 предпринимателей по Казахстану опрошены в рамках исследования ОФ «Transparency Kazakhstan» о состоянии коррупции в стране. Их результаты в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций озвучила исполнительный директор Ольга Шиян.

«Регионами, в которых чаще сталкивались респонденты с коррупцией являются Алматы, Нур-Султан, Шымкент, Алматинская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская области. Среди государственных органов, первое место занял департамент государственных доходов, налоговые службы, управления земельных отношений, противопожарные службы и акиматы районов, а также управление градостроительства. Из 1800 предпринимателей 8,2% процента были вовлечены в коррупционную ситуацию, каждая вторая коррупционная сделка инициирована работником ведомства, либо государственного учреждения. Почему предприниматели соглашались на коррупционную сделку? Первое место заняла сдача годового отчёта по налогам и собственные нарушения предпринимателей, которые пытались избежать, не оплачивая штрафов либо других санкций. Стоимость взяток в этом году минимально составила 5 тысяч тенге, максимально 200 тысяч», - представила данные Шиян.

Но при этом, она добавила, что больше половины респондентов считают, что госорганы справляются со своей работой, больше 80% предпринимателей считают, что можно делать свой бизнес, не прибегая к «серым схемам», 63,8% - готовы даже самостоятельно вести борьбу с коррупцией, как часть своей ежедневной практики.

Результаты анализа портала «Открытый диалог» показали, что информацию о коррупции чаще направляли на блоги председателя Агентства по противодействию коррупции, министров внутренних дел, финансов, здравоохранения, юстиции, труда и социальной защиты, цифрового развития, а также председателя Комитета государственных доходов. В региональном разрезе жалобы чаще поступали на блог-платформы акимов Алматинской, Павлодарской областей и г. Алматы.

Заявители выражали недовольство качеством работы полиции, акиматов районов, государственных больниц и поликлиник, налоговых органов и частных судебных исполнителей. По мнению граждан, основными причинами жалоб являлись волокита, бездействие госорганов в рассмотрении обращений, некомпетентность сотрудников, технические ошибки и некорректные сведения в государственных базах данных. Треть всех обращений направлялись повторно, потому что не было адекватного ответа, либо реакции.