29.03.2022 в 10:20

Маржинальность поставщиков нефти достигает 30%, а аффилированных посредников 10%-15% - АЗРК

Основные участники рынка нефти и нефтепродуктов – две вертикально-интегрированные компании. СНПС и КазМунайГаз добывают 80% нефти, поставляемой на внутренний рынок, владеют 3 крупными НПЗ и основными розничными сетями АЗС. Конкуренция между ними отсутствует. На рознице оба ориентируются на текущие цены на рынке или, по сути, на свои установленные цены. Как заявил на брифинге в СЦК первый заместитель Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК Рустам Ахметов, действует негласное регулирование цен на нефть, поставляемую на внутренний рынок. Объёмы нефти, отбираемой для поставок на внутренний рынок, определяются без применения каких-либо критериев.

А вот на оптовом рынке действуют два основных поставщика нефти – давальцы. Это Петросан и Казмунайгаз. Если Казмунайгаз – 100% государственная компания, то в Петросане 50% принадлежит СНПС и другая половина доли – частной компании.


«Из 11 млн тонн нефтепродуктов ими 2/3 реализуется напрямую розничным сетям, треть - вторичным оптовым поставщикам, как правило, не имеющим какой-либо инфраструктуры. По данным же Казахстанской топливной ассоциации, независимые сети АЗС, не входящие в группу СНПС или Казмунайгаз, добирают у посредников недостающие объёмы нефтепродуктов: Гелиос - 65%, Газпром Нефть-Казахстан - 80%, мелкие сети – до 90%. Таким образом, на рынке нефтепродуктов действуют два звена посредников – поставщики нефти (давальцы Петросан и Казмунайгаз) и оптовые поставщики, как правило, аффилированные с ними и не имеющие инфраструктуры. Последнее звено является лишним. Маржинальность поставщиков нефти достигает 30%, а аффилированных посредников - 10-15%.

В свою очередь, на НПЗ сформировалась практика дробления единого технологического цикла переработки нефти. На АНПЗ реализован парк хранения газа, на Павлодарском НПЗ инфраструктура по обогащению нефтепродуктов и её транспортировки. Их услуги, выведенные из общего технологического цикла, повышают стоимость нефтепродукта», - отметил спикер. 


На розничном рынке двум основным сетям - Petro Retail (бывшая Казмунайгаз), Sinоoil принадлежит основная доля на рынке. Sinоoil приобретает объёмы напрямую у своей аффилированной компании Petrosun, Petro Retail - у бывшего собственника данной сети - КазМунайГаз.


Остальные сети и мелкие АЗС не менее трети объёма приобретают у посредников.