Казахстан реформировал систему государственного контроля и надзора субъектов предпринимательства, внедрил институт профилактического контроля, ввел контрольные мероприятия по поддержке и защите прав субъектов частного предпринимательства. О том, как бизнес-сообщество отозвалось на новый формат контроля по защите прав предпринимателей специально для нашего сайта рассказала член Консультативного комитета Евразийского экономического Союза, вице-президент Ассоциации предпринимателей Карагандинской области Гульнар Курбанбаева.

- Гульнар Туретаевна, можете ли вы сказать о том, что госорганы, наконец-то, услышали глас предпринимателей? Назовите конкретное предложение, нашедшее свое применение в деле.

  • Я могу сказать, что та работа, которая была проведена в части оптимизации госконтроля и надзора, на самом деле, это показатель большой работы. Как член ЕАЭК я могу сказать, что, прежде всего, это уникальный опыт создания на законодательном уровне институциональной структуры – экспертной группы, которая занимается вопросами оптимизации деятельности государственных органов в части регулирования предпринимательства. Я вам скажу так - это было сделано на базе всех тех предложений, которые возникали у субъектов бизнеса.

- К каким выводам привел мониторинг госуслуг, проведенный вашим бизнес-сообществом?

  • Мониторинг государственных услуг в части госрегулирования по выдаче разрешений, осуществлению государственного контроля мы начали проводить в 2014 году. Тогда уровень неблагоприятности и отрицательного отношения к этой работе со стороны государственного органов составлял примерно около 45-50 % в разных регионах. Сейчас это - менее одной трети.

- На ваш взгляд, не несет ли послабление контроля определенные риски для проявления добросовестности субъектов МСБ?

  • Этот факт, прежде всего, говорит о том, что, в принципе, сама оптимизация, как и сам алгоритм работы по оптимизации процессов, перехода на профилактический контроль, для бизнеса - это хорошо. Предварительный опрос по нескольким регионом, в том числе, в Карагандинской области показывал, что каждое третье обращение субъектов бизнеса касалось недовольства проведением государственного контроля в виде проверок. Сейчас таких обращений если и будет, то одна десятая. Даже, где-то, еще меньше. Таким образом, мы горим о том, что, чем больше мы даем возможность работать бизнесу работать без вмешательства государства, тем больше шансов тому, что они начнут работать спокойно, ровно, системно.

Я считаю абсолютно обывательским мнение о том, что чем больше мы контролируем бизнес, тем больше он нарушает и тем больше создает риски для жизни и здоровья людей. Это неправильная позиция! Поскольку статистика сама показывает, что количество выявленных нарушений с каждым годом не увеличивается - в каких-то областях, к примеру - по санэпиднадзору, по ветнадзору он остается на определенном уровне. В других же сферах отрасли - он резко идет на снижение. То есть, вопрос даже не стоит о том, что предприниматели не боятся - предприниматели стараются найти правильные решения своих задач в условиях тех правил игры, которые государство предоставляет.

- Скажите, как представитель бизнес сообщества – что важно на сегодня для предпринимателей?

  • Для нас, для представителей бизнес сообщества очень важно, чтобы у бизнеса был нормальный бизнес климат и нормальный барьер вхождения в ту или иную отрасль. Если говорить о том, что было до того, то нельзя обойти стороной такой факт - проверка становилась барьером, поскольку основной задачей госоргана было не столько проверить и подсказать: как вести бизнес. Ее целью было «закатить» некий административный штраф и обязательно наказать бизнес. Это становилось серьезной проблемой для того, чтобы элементарно была реализована бизнес программа и государственная политика развития бизнеса с целью вхождения в 30-ку наиболее развитых стран мира. Поэтому задача контролирующих органов по наложению административных штрафов была снята путем перехода на профилактический контроль.

- К сожалению, в Казахстане так и не пошел широко распространенный в мире «бизнес на колесах», который отличают низкие инвестиционные затраты и высокая прибыльность. Хотелось бы знать полноту вопроса по этой теме и ваше мнение по данному вопросу…

-На самом деле, на сегодняшний день Комитет по общественному здравоохранению Минздрава РК занимается разработкой санитарный правил и норм по «бизнесу на колесах». Это очень важный момент, потому что все знают о том, какое количество потребительских жалоб было на стационарные легкие объекты - типа шаурмы и так далее. Пока не будет санитарных норм и правил для «общепита на колесах», мы к сожалению, не сможем развивать этот бизнес. И сейчас перед экспертной группой стоит задача доработать СанПин в этой части, совместно с МЗ, МНЭ. А также составить соответствующие проверочные листы, внести изменения в законодательство и тогда у нас это дело – пойдет! Поскольку по пожарной части, по большому счету, определенные требования уже существуют. Впрочем, их тоже, может быть, нужно будет расширить.

- Какая помощь для молодежи, занятой в сфере МСБ будет в Год молодежи?

  • Нашей экспертной группой мы, в рамках работы в миннацэкономики, приготовили пул предложений. И сейчас готовимся провести отдельное заседание экспертной группы, хотим предложить министерству составить весь перечень действий и, возможно, внесений изменений и дополнений в законы, именно в части поддержки молодежного предпринимательства. Я прекрасно понимаю, что предпринимательство не должно делиться на молодежное, женское или иначе, но мы понимаем, что для молодежи - единственная возможность реализоваться это только через создание собственного бизнеса!

    В этом плане у нас есть предложение в части внесения изменения и дополнения в саму программу Дорожная карта бизнеса 2020. И с руководством департамента миннацэкономики мы этот вопрос уже согласовали. Думаю, что старт будет и уже просматривается определённая эффективность в этом направлений. Словом, касаясь всего бизнеса, мы будем акцентировать внимание на молодежи.

Автор: Гульмира Сарбасова