Эксперты из различных сфер и стран анализировали итоги «Первых 100 дней».

В частности, политолог М. Шибутов отметил, что «свою президентскую деятельность Касым-Жомарт Токаев начал с низкого старта, без долгого раскачивания. Ему не потребовался адаптационный период для вхождения в должность. Это является, с одной стороны, показателем управленческого опыта К-Ж. Токаева, высокого уровня его компетенций, с другой стороны, Президент продемонстрировал свою нацеленность на конкретную и эффективную работу».

Директор КИСИ при Президенте РК, доктор социологических наук, профессор Зарема Шаукенова подчеркнула, что в целом оценка деятельности президента Касым-Жомарта Токаева позволяет выявить следующие тренды:

  1. Президент выступает стабилизатором. К-Ж. Токаев является эффективным кризис-менеджером. Это четко иллюстрируется на примере Арыси.

  2. Реформатор - решения Президента Токаева демонстрируют готовность к позитивным изменениям.

  3. Заслуживающий доверия - народ воспринимает Президента в качестве симбиоза богатого практического опыта и научно-аналитического бэкграунда. Для казахстанцев он стал ореолом надежности и профессионализма.

  4. Коммуникатор - открытый и доступный лидер, прислушивающимся к общественному мнению, на личном примере демонстрируя открытость и прозрачность и требуя того же от соратников. Посредством соцсетей Президент налаживает обратную связь с населением и на своей странице в твиттере оперативно реагирует на события. Всего за 100 дней было опубликовано более 400 твитов, а на странице в инстаграм он делится с населением информацией о своих рабочих буднях.

  5. Борец за справедливость - арбитр, сохраняющий баланс. В сфере политической, согласно поручениям Президента, планируется продолжить развитие многопартийности, политической конкуренции и плюрализма мнений. Также, на данный момент, граждане Казахстана могут напрямую обратиться к Президенту с помощью виртуальной приёмной.

Соловьев Эдуард Геннадьевич, кандидат политических наук (Российская Федерация):

"В современном мире имеет место кризис сложившейся к концу XX века модели политической коммуникации. Очевидна углубляющаяся политическая поляризация даже в развитых демократиях. Эрозия либерально-консервативного консенсуса второй половины XX века сменяется своеобразным консенсусом взаимного отчуждения элит и масс населения. Даже в странах развитой демократии раздражение граждан вызывает ситуация, когда можно менять правительства, но невозможно поменять политику. Реакция властей на кризисные явления варьирует в широком диапазоне – от безбрежного популизма до дубинок и водометов. Но далеко не всегда ее можно признать эффективной. Кроме того, сегодняшний средний класс довольно прочно объединен социальными сетями. Если XX век был эпохой «восстания масс», по определению испанского мыслителя Х.Ортеги-и-Гассета, т.е. вторжения масс населения в политику, то XXI век – это век сетецентричного «восстания масс», подразумевающего требования более активного участия в принятии ключевых решений со стороны среднего класса. Президент К.Токаев демонстрирует понимание этих глобальных тенденций и одновременно уровня зрелости казахстанского общества в контексте задач развития и модернизации страны. Отсюда акцент на формировании «эффективной обратной связи с населением», на подключение гражданского общества к решению существующих проблем. В этом отношении президент Токаев логичен и последователен".

Андрей Чеботарев, кандидат политических наук:

"Недавние кадровые перестановки показали, что Токаев создает баланс старой гвардии и новых лиц".