На площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК состоялась онлайн пресс-конференция, посвященная работе интернета и портала электронного правительства в период ЧП.

В качестве спикеров выступили вице-министры цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Абылайхан Оспанов и Дарын Туяков, а также Председатель правления АО «Национальные информационные технологии» Асет Турысов.

После принятия решения о закрытии ЦОНов, всё население переведено на получение услуг в электронном виде. С момента закрытия ЦОНов гражданами самостоятельно получено свыше 2.5 млн. услуг.

По информации Абылайхана Оспанова, для предоставления бесперебойной консультации граждан по всем вопросам, касающимся государственных услуг, количество операторов call-центра «1414» увеличено с 200 до 2000 человек за счет сотрудников «ГК Правительство для граждан». Если ранее, до момента объявления ЧП, операторы принимали 25-30 тысяч звонков в день, то сейчас call-центр обрабатывает до 600 тысяч звонков ежедневно. Всего на текущий день call-центром оказано порядка 4 млн. консультаций.

По каналам связи количество линий расширено с 241 до 4000 соединений. Оперативно развернуто дополнительно 4 станции АТС.

В условиях действующего режима чрезвычайного положения в максимально ускоренном режиме Министерством проводится работа над услугой по подаче обращений на социальную выплату; по дальнейшему переводу в онлайн формат и оптимизации наиболее популярных государственных услуг. Так, например, совместно с МВД РК ведется работа по развитию услуги регистрации автомобиля онлайн, приобретаемого через автосалоны, и получению справок по залогам.
Также оперативно разработан механизм выдачи ЭЦП без посещения ЦОНов посредством биометрического распознавания лица.

На сегодня дистанционно выдано 85 461 ЭЦП для физических лиц и 1 337 ЭЦП для юридических лиц. Как отметил, вице-министр А.Оспанов, на руках у граждан имеется свыше 10 млн. активных ЭЦП. К тому же, на этой неделе планируется запустить удаленное получение ЭЦП на мобильном приложении «Egov mobile».

Еще одни удобный способ получения услуг, это подписание запроса посредством одноразового пароля. Он приходит на номер телефона который привязан к личному кабинету электронного правительства.

На сегодняшний день гражданами было зарегистрировано свыше 8 млн. номеров телефонов. Актуализировать свои номера можно в личном кабинете портала электронного правительства с помощью ЭЦП. Для удобства граждан для добавления номера или его актуализации была реализована регистрация через видеозвонок оператору ЦОН. В данный момент 800 операторов выделены только под данную услугу. С начала действия ЧП таким способом уже зарегистрировано свыше 43 000 номеров.

Во исполнение поручения Главы государства К-Ж.Токаева проведена работа по переводу 70% госслужащих на удаленную работу. 21 государственный орган переведен на облачный документооборот. Главным условием для технической реализации удаленного подключения сотрудников является замена платформы системы документооборота на облачную технологию. К настоящему моменту, в новой системе ежедневно работают 5,5 тысяч госслужащих. Продолжаются работы по подключению подведомственных организаций. Число пользователей ежедневно наращивается.

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК продолжает работу по полному отказу от бумажного документооборота как в работе государственных органов, так и в оказании госуслуг.

Касательно подачи обращения на получение социальной выплаты, на данный момент разработано несколько каналов предоставления данной услуги: это портал egov.kz, сайт 42500.enbek.kz, автоматическое назначение и проактивное оказание услуги через смс (1414) по сформированным Министерством труда и социальной защиты населения РК спискам. Запущен телеграм-бот (@Help42500Bot), а также для удобства граждан решено распределить нагрузку и создано 18 телеграм-ботов по регионам.

«Просим вас переходить только по официальным ссылкам, потому что недобросовестные граждане плодят фэйковые аккаунты, чтобы увеличить себе количество подписчиков на своих каналах. Мы уже передали данные сведения в службу поддержки, в ближайшее время их работа будет приостановлена», - добавил А.Оспанов.

Спикер отметил, что перебои в работе электронного правительства устраняются посредством увеличения, более чем в 2 раза, используемых серверных ресурсов, каналов связи и задействованных сотрудников.

На текущий момент работа портала «Электронного правительства» стабилизирована.

Председатель правления АО «Национальные информационные технологии» Асет Турысов добавил, что после объявления ЧП в стране, и закрытия ЦОНов, во исполнение поручения Главы государства АО «Национальные информационные технологии» начали проводить ежедневные технические работы, обновления и новые интеграции на портале eGov.kz, и другие виды работ.

К примеру,

  • совместно с Казахтелекомом и «ГК Правительство для граждан» были проведены работы по увеличению пропускной способности каналов связи до 1000 одномоментных соединений;
  • совместно с Министерством здравоохранения на портале eGov.kz были реализованы сервисы по мониторингу ситуации по коронавирусу в стране;
  • для обеспечения бесперебойной доступности информационной системы «Kundelik» при высоких нагрузках, за 2 суток были проведены работы по увеличению объема серверных мощностей, совместно с операторами каналов связи, в 2 раза была увеличена скорость соединения с сетью Интернет;
  • совместно с Министерством здравоохранения РК была реализована онлайн анкета по предварительному самодиагностированию на симптомы коронавируса, не обращаясь в медицинское учреждение, на данный момент анкетирование прошли 777 человек;
  • реализована Карта для информирования населения о ситуации по зараженным и контактировавшим с ними гражданам в режиме реального времени;
  • а также работа по обеспечению сервисов подачи обращений на получение социальной вылаты. По словам Асета Турысова, последнее время участились попытки нелегитимных соединений и кибератак на портал и компоненты (сайты) «Электронное Правительство».

В компании существует оперативный центр по информационной безопасности, который работает в круглосуточном режиме и противодействует всем кибератакам.

Спикер объяснил, что под собой подразумевает кибер-атака.

«Объясню, во-первых, что значит обращение к порталу eGov.kz – это количество соединений любого характера с порталом, как с сайтом, с любого устройства (ПК, гаджеты), который имеет браузер для выхода в Интернет. 2 апреля в результате DDOS-атаки и атаки нулевого дня количество нелегитимных соединений с порталом «Электронное Правительство» составляло порядка 15 миллионов только за 1 час. 5 апреля оперативным центром также была отражена попытка нелегитимных соединений, которая исходила из Интернет сегмента Китая и стран Европы, их количество составило более 3 миллионов. Более того были выявлены 10 инцидентов кибератак, которые могли отрицательно повлиять на информационную безопасность электронного правительства или привести к полной компрометации государственных информационных систем Республики Казахстан. В среднем нашим оперативным центром ежедневно отражается порядка 3,7 миллионов нелегитимных соединений», - объяснил А.Турысов.