На ю**билейном 10–м Всемирном инвестиционном форуме Женеве, в ходе 35-ой сессии Межправительственной рабочей группы по международным стандартам финансовой отчетности (ISAR), впервые представитель Казахстана - директор Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита МФ РК Арман Бектурова была избрана вице-председателем Межправительственной рабочей группы по МСФО ISAR Организации Объединенных Наций. Подробнее об этом событии и о том, как идет создание благоприятного инвестиционного климата в финансовом секторе Казахстана, она рассказала в эксклюзивном интервью для нашего сайта.**

- Арман Турсыновна, какие вопросы были рассмотрены на форуме и почему именно представитель Казахстана был избран вице-председателем ISAR ООН?

- Форум был весьма представительный – в нем приняли участие более 6000 делегатов, включая 12 глав государств и свыше 50 топ-менеджеров крупнейших транснациональных корпораций. На 10–м Всемирном инвестиционном форуме были рассмотрены вопросы цифровых валют и блокчейна, последствиий для бухгалтерского учета. А также - последние события в области финансовой и нефинансовой отчетности и их последствия для SDG; повышение сопоставимости отчетности об устойчивом развитии. И, наконец, вопросы практического внедрения международных стандартов учета и отчетности в государственном и частном секторах.

Напомню, в Казахстане совместно с ООН была проведена оценка инфраструктуры корпоративной отчетности. В настоящее время реализуются мероприятия по улучшению инфраструктуры корпоративной отчетности.

Мы впервые среди стран СНГ приняли международные стандарты финансовой отчетности, международные стандарты аудита, а также Закон «О государственном аудите и финансовой отчетности».

Учитывая, что Казахстан обеспечивает глобальные реформы в сфере бухгалтерского учета и аудита, а также принимая во внимание активное участие Казахстана в работе Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН (ISAR), нам оказано доверие.

Единогласное избрание на руководящую позицию в специализированной международный организации — это элемент доверия, свидетельствующий о позиции Казахстана в обеспечении прозрачности в корпоративном управлении и благоприятного инвестиционного климата в стране.

Председательствование Казахстану открывает новые возможности привлечения международных инвестиций, обеспечения открытой экономики, прозрачной инвестиционной политики и свободной торговли. Поскольку поддержание благоприятного инвестиционного климата и стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в экономику страны является важной государственной задачей Казахстана.

В рамках ISAR проводятся аналитические исследования, ежегодные сессии и семинары, подготавливаются инструктивные документы для содействия внедрения международных стандартов финансовой отчетности.

Показатели устойчивого развития позволяют оценить степень продвижения страны и её регионов на пути к гармонизации сфер: экономической, социальной, экологической.

- Какая проводится работа в рамках Евразийского экономического союза?

- Министерством финансов РК в рамках Рабочей группы при Консультативном комитете по финансовым рынкам Евразийского экономического союза ведется работа по разработке проекта Соглашения об аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического союза. Данное Соглашение направлено на формирование к 2022 году единого рынка аудиторских услуг ЕАЭС и предусматривает гармонизацию законодательств, которые устанавливают определенные требования к аудиторам, поскольку их деятельность напрямую влияет на инвестпривлекательность страны.

- В развитых странах государственный аудит нацелен не на установление нарушений, а на предупреждение. А как работают в нашей стране органы внутреннего государственного аудита и финансового контроля?

- Закон о госаудите и финансовом контроле направлен именно на предупреждение правонарушений и усиление экспертно-аналитической деятельности, т.к. задача госаудита – не выявление нарушений как таковых, а установление причин и недостатков, которые способствуют этим нарушениям, с вынесением в последующем действенных рекомендаций для повышения эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора.

И мы сейчас проводим комплекс таких мероприятий – это и камеральный контроль, и взаимодействие с органами Казначейства по принципу комплаенс-контроля и предоставление рекомендаций. Хотя конечно, главные результаты госаудита мы увидим в ближайшие два-три года, когда благодаря выданным нами рекомендациям, поможем объектам аудита устранить ситуации и причины для совершения незаконных действий.

Вместе с тем, наш Закон можно назвать универсальным, так как в нем предусмотрены и меры реагирования финансового контроля, направленные на возмещение в бюджет и восстановление путем поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и отражения по учету сумм нарушений. Так как в любом случае, если объектами все-таки будут допускаться необоснованные и незаконные расходы бюджетных средств и средств квазигосударственного сектора, они должны быть возмещены виновными лицами. Более того, виновные лица должны понести соответствующее наказание в соответствии с трудовым, административным или уголовным законодательством.

- Для инвесторов, прежде всего, важна финансовая отчетность. Какие информационные ресурсы сегодня можно использовать для ознакомления с финансовой отчетностью?

- С 2008 года в открытом доступе www.dfo.kz размещаются годовая финансовая отчетность и аудиторские отчеты организаций публичного интереса. Депозитарий обеспечивает доступность и прозрачность финансовой отчетности ОПИ, повышает инвестиционную привлекательность. Депозитарий способствует повышению качества и достоверности информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций, на основе которой пользователи смогут принимать обоснованные экономические решения.

- Что вы скажете о востребованности этого ресурса? Как часто туда заглядывают инвесторы?

- О востребованности информации из депозитария свидетельствует достаточно большое количество посещений – 3 920 000 на 01.07.2018 г.По данным ДФО на 01.07.2018г. количество организаций публичного интереса было проявлено в 3 672 случаях. Финансовыми отчетностями интересовались в 30560 случаях, аудиторскими отчетами – в 15753; корпоративными событиями – в 74465. Отчеты по аффилированным лицам были интересны в 8069 случаях.

- Какие меры предпринимаются в адрес «проштрафившихся» компаний?

- В отношении компаний, которые несвоевременно предоставили или не предоставили финансовую отчетность или аудиторские отчеты в депозитарий, применяются меры административного взыскания. В частности, по итогам 2016 года наложено штрафных санкций на сумму 505,5 млн.тг. По итогам 2017 года не было представлено 459 финансовых отчетностей и 313 аудиторских отчетов. В настоящее время по ним идет процедура принятия решений.

- Какую работу проводит Министерство финансов по совершенствованию системы госаудита?

- В целях дальнейшего совершенствования системы госаудита 11 января 2018 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «О государственном аудите и финансовом контроле», предусматривающие введение: понятия «ассистента государственного аудитора»; порядка отзыва сертификатов госаудиторов с усилением их ответственности; утверждение порядка электронного госаудита и апелляционного урегулирования споров, возникающих при обжаловании действий госаудиторов.

- Не могли бы вы ответить, когда будет подготовлен консолидированный Баланс государства?

- Согласно статье 127 Бюджетного кодекса Министерство финансов в 2019 году формирует первую консолидированную финотчетность об исполнении республиканского бюджета за 2018 год и представляет в составе годового отчета об исполнении республиканского бюджета в Правительство.

Для составления консолидированной финансовой отчетности по РБ подготовлена нормативно-правовая база, а для формирования консолидированного Баланса государства за 2020 год будут внесены изменения и дополнения в действующие НПА в части осуществления консолидации финансовой отчетности с субъектами квазигосударственного сектора учетной политики и Правил составления консолидированной финотчетности администраторами бюджетных программ и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета.

- Каковы результаты деятельности органов внутреннего госаудита?

- Органами внутреннего государственного аудита в 2017 году проведено 1 417 аудиторских мероприятий, установлено нарушений на сумму более 277,5 млрд. тг. (устранено на 204,8 млрд. тг.), из них нарушения процедурного характера на сумму 72,1 млрд. тг. Кроме того, аудиторами по результатам аудиторских мероприятий повсеместно даны соответствующие рекомендаций по улучшению деятельности объекта аудита.

При этом, следует отметить, что данные показатели обеспечиваются сертифицированными госаудиторами органов внутреннего госаудита, на сегодня их фактически 1154 человек (по КВГА – 744, СВА – 285).

- Динара Турсыновна, назовите, пожалуйста, основную причину допущения финансовых нарушений, установленных за 2017 год аудитроскими мероприятиями органов внешнего госаудита?

- По результатам аудитроских мероприятий органами внешнего госаудита установлены финансовые нарушения на сумму 320 млрд. тг., из них основная доля 82,5% приходится на несоблюдение Правил ведения бухучета и основными причинами допущение которых явились недостаточная квалификация бухгалтеров и их текучесть.

- Что предпринимается Минфином для улучшения ситуации?

- С 1 января 2019 года в целях определения квалификации, профессиональных и деловых качеств главных бухгалтеров внедряется их сертификация. При этом, сертификации подлежат главные бухгалтера администраторов республиканских бюджетных программ и финансовых управлений областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента.

В реализацию данной нормы утверждены Правила сертификации бухгалтеров государственного сектора, разработаны учебные программы по обучению главных бухгалтеров, которые размещены на сайте Министерства финансов (раздел МСФООС).

Министерство финансов в соответствии с Бюджетным кодексом осуществляет поэтапные мероприятия по реформированию системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности государственных учреждений по методу начисления в соответствии с МСФООС.

Приняты нормативные правовые акты, определяющие основу новой системы бухгалтерского учета и отчетности общественного сектора.

- С какого периода в Казахстане применяются международные стандарты аудита?

- Казахстан применяет международные стандарты аудита (далее – МСА) с 2006 года в целях обеспечения выхода наших организаций на международный рынок и привлечения зарубежных инвестиций (в настоящее время 166 стран мира применяют МСФО и МСА).

- Скажите, сколько на сегодняшний день действует аудиторских организаций и аудиторов по Казахстану?

- В настоящее время в Казахстане разрешена деятельность 5 ПАО и выдано 252 лицензии аудиторским организациям, в которых трудятся 653 аудитора.

- Как на практике планируется деятельность органов госаудита и финансового контроля?

- Сегодня планирование осуществляется только на основании Системы управления рисками (СУР), для ее формирования используется Единая база данных, создаваемая для оптимизации управленческих процессов при проведении госаудита, исключения дублирования и обеспечения признания результатов госаудита, в которой содержится вся информация по планам, результатам госаудита, экспертно-аналитической деятельности органов госаудита и финансового контроля.

- Какие принимаются меры по усилению ответственности аудиторских организаций?

- Профессия аудитора отличается принятием ответственности по отношению к заказчику аудита и к обществу в целом, исходя из чего, вопросы контроля и повышения качества аудиторских услуг весьма актуальны. В этой связи, Министерством финансов ведется работа над созданием независимого надзорного органа по аудиту частного сектора. Так, международные регуляторы и эксперты не рекомендуют переходить на саморегулирование в аудите.

Международный опыт показывает, что государство должно обеспечить надзор за компаниями, которые осуществляют аудит организаций публичного интереса. Так, согласно международному опыту в странах ЕС (Великобритания, Германия, США) регулирование аудиторской деятельности осуществляется государством.

Согласно рекомендациям Межправительственной рабочей группы экспертов ООН (ЮНКТАД), предоставленным в рамках проекта «Оценки корпоративной отчетности Казахстана», контроль и надзор являются функциями госорганов и не могут быть переданы частному сектору.

Директивой Европейского Парламента 2006/43/ЕС Европейского Парламента и Совета от 17 мая 2006 года (статья 32) установлено, что государства-члены должны организовать эффективную систему государственного надзора за аудиторами-специалистами по обязательному аудиту и аудиторскими фирмами на основе контроля внутри страны. Переход на саморегулирование, предлагаемый НПП, расходится с вышесказанными международными директивами и опытом. В этой связи, Министерство финансов работает над созданием надзорного органа, независимого от профессии в целях повышения качества аудита и, как следствие, доверие инвесторов к финансовой отчетности.

- Какие мероприятия проводятся по реформированию системы бухучета?

- С 1 января 2013 года осуществлен переход бухгалтерского учета всех госучреждений на новую систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности по методу начисления.

Осуществлена первая консолидация финансовой отчетности по расходам республиканского и местных бюджетов на 1 января 2014 года.

Министерством разработана методология по применению метода начисления для признания доходной части бюджета.

В настоящее время начата работа по консолидации финансовой отчетности об исполнении бюджета.

- Какая работа ведется в Казахстане по цифровизации бухучета?

- На сегодня количество бухгалтеров госучреждений составляет более 20 тыс. (РБ – 4 549 человек, МБ – 16 091 человек). Для ведения бухучета бухгалтерами применяются различные программные продукты, из них наиболее распространенными являются: «1С», «Парус», «К2-Бюджет», «е-Минфин».

С целью эффективного и прозрачного учета и управления финансами госучреждений предлагается внедрение централизованной системы бухучета.

- Профессия бухгалтера на сегодня одна из самых популярных. Скажите, сколько у нас по стране бухгалтеров?

- Около 9 тыс. профессиональных бухгалтеров, около 4 тыс. из которых работают в ОПИ.

- Какие меры стимулирования профессии бухгалтера предпринимаются в Казахстане?

- В целях стимулирования заинтересованности в профессии в 2017 году совместно с АССА проведен конкурс среди студентов. Региональный охват всех государственных ВУЗов обеспечил участие более 700 студентов.

В этом году будет проведен конкурс «Лучший бухгалтер» и «Лучший аудитор» участие в котором могут принять без ограничения все желающие.

В рамках освещения материалов по устойчивому развитию 12 декабря 2018 года планируется проведение конференции на тему: «Последние изменения в учете, аудите и их регулирование» совместно с British Chamber of Commerce in Kazakhstan (Комитет торговой палаты Великобритании в Казахстане). Приглашены международные эксперты в области. На этой конференции будут вручены призы победителям конкурса.

В целях повышения имиджа бухгалтеров и аудиторов Министерством финансов Республики Казахстан в период с 26 ноября по 10 декабря 2018 года планируется проведение конкурса на звание «Лучший бухгалтер» и «Лучший аудитор», вручение призов победителям Конкурса пройдет на официальной церемонии награждения 12 декабря 2018 года в рамках проведения вышеуказанной конференции.

- Арман Турсыновна, сколько Палат оценщиков зарегистрировано на сегодня, согласно нового закона «Об оценочной деятельности»?

- На сегодняшний день четыре саморегулируемые организации (Палаты оценщиков) уведомили уполномоченный орган (Минфин) о начале осуществления деятельности. (СРО «Столичная Палата оценщиков», СРО «Палата профессиональных независимых оценщиков», СРО «Центральное Объединение Оценщиков Казахстана "Bagalau Qazaqstan», СРО «Палата профессиональных независимых оценщиков»).

- Ведёт ли Министерство финансов какой-либо учет за Палатами или оценщиками?

- На сайте Министерства финансов размещён реестр саморегулируемых организаций (Палат оценщиков), где указаны наименование Палат и информация об их членах.

К слову скажу, что каждая из Палат должна иметь не менее 300 членов для осуществления своей деятельности.

- А какую несёт ответственность оценщик за недостоверные отчеты об оценке?

- Отчет об оценке по инициативе заказчика может быть подвергнут экспертизе. В случае признания отчета об оценке недостоверным, коллегиальный орган СРО может принять решение о приостановлении или лишении членства в СРО.

Также Законом предусмотрена имущественная ответственность оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

- Спасибо за интервью!

Автор: Гульмира Сарбасова