В ходе пресс-конференции, прошедшей на площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК, председатель Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Мархабат Жайымбетов проинформировал представителей СМИ об основных итогах жилищного строительства в 2019 году и возможностях новой госпрограммы «Нұрлы жер» на 2020-2025 гг.

По информации спикера, инвестиции в жилищное строительство в рамках госпрограммы «Нұрлы жер» в 2019 году увеличились на 17%, составив 1,4 трлн. тенге, что позволило сдать 13,1 млн. кв. м жилья и обновить жилищный фонд страны на 116 тыс. единиц жилья.

Справочно: за 3 года реализации госпрограммы социальным жильем обеспечено более 50 тыс. семей (2,9 млн. кв. м.) и 16 тыс. граждан стали участниками ипотечной программы «7-20-25». Обустроены инженерными коммуникациями 130 тыс. земельных участков, выделяемых гражданам под строительство индивидуального жилья. Программа «Бақытты отбасы», стартовавшая в июне 2019 года, предоставила возможность улучшить жилищные условия 5 тыс. гражданам, а именно семьям имеющих детей-инвалидов, многодетным и неполным семьям. В 2020-2023 гг. планируется предоставить поддержку еще 40 тыс. семьям.

Для обеспечения адресной поддержки и эффективности использования госсредств в 2019 году запущена в эксплуатацию Единая республиканская электронная база данных очередников. В рамках Года молодежи в городах Нур-Султан, Алматы и Шымкент предоставлено жилье для 3 тыс. граждан из числа работающей молодежи. За период с 2019 по 2021 год арендным жильем обеспечат 9 тыс. молодых граждан. М.Жайымбетов проинформировал, что с начала 2020 года ужесточены требования к участникам рынка и внедрена лестница доступности жилья. Теперь определяющим фактором являются доходы населения.

Справочно:

  • очередники, имеющие доходы ниже одного прожиточного минимума на члена семьи (31,2 тыс. тенге), могут претендовать на получение арендного жилья без выкупа (дети-сироты, инвалиды 1 и 2 групп, пенсионеры и др.);
  • программа «Бақытты отбасы» доступна очередникам (многодетные, неполные и семьи с детьми-инвалидами), имеющих доходы до 2-х прожиточных минимумов (62,4 тыс. тенге);
  • для очередников, имеющих доходы до 3,1 прожиточных минимумов (96,7 тыс. тенге), реализуется кредитное жилье акиматов по программе «5-20-25» (военнослужащие, бюджетники, госслужащие).
  • для граждан с доходами свыше 3,1 прожиточных минимумов доступна программа «7-20-25».
  • имеющие доходы свыше 5 прожиточных минимумов (156 тыс. тенге) смогут воспользоваться существующими рыночными продуктами («Баспана-хит» НБ, «Орда» КИК, «Свой дом» ЖССБК) для приобретения первичного и вторичного жилья.

По словам председателя комитета, для обеспечения объемов ввода нового жилья в 2020 году стоит задача построить 15 млн. кв. м нового жилья и 150 тыс. жилищ, а в рамках госинвестиций 1,3 млн. кв. м или 23 тыс. квартир.

В целях поддержания жилищного фонда на должном уровне и создания комфортных условий проживания граждан, предусматриваются меры по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов. На сегодня в жилищном фонде насчитывается более 80 тыс. многоквартирных домов, из них 18 тыс. домов требуют капитального ремонта. На законодательном уровне предусмотрено управление домом путем создания новой формы некоммерческой организации «объединение собственников имущества» по принципу «один дом - одно объединение - один счёт». Предлагаемый принцип предусматривает индивидуальный подход по управлению каждым многоквартирным жилым домом и позволяет упорядочить взаимоотношения субъектов ЖКХ. Для обеспечения дальнейшего капитального ремонта жилых домов внедрена накопительная система (0,005 МРП -13,3 тенге за 1 м2).

Урегулирована деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов и прозрачность механизма приобретения средств. Все эти новшества вступили в силу с 7-го января текущего года. Внедряется единая инфосистема контроля качества строительства Е-QURULYS, предоставляющая возможность в режиме реального времени контролировать все процессы строительства, начиная от рытья котлована до завершения объекта, а также исключит контакт и давление на бизнес-среду.

Кроме этого, в целях обеспечения обратной связи с гражданами по вопросам эксплуатации объектов и обеспечения прозрачности оказания услуг населению внедряется единая инфосистема Е-SHANYRAQ.