Оба определения прозвучали в речи президента Касым-Жомарта Токаева в марте: «Новый Казахстан» - во время Послания народу Казахстана, «Вторая республика» - на мероприятии во время празднования Наурыза в Алматы.

«Фактически, эти две идеологемы имеют одну суть, различаясь лишь в акцентах, – написал Ерлан Карин в Telegram. – Новый Казахстан – это образ будущего нашей страны в целом. И, речь, прежде всего, идет о необходимости обновления общественных ценностей и формирования нового качества нации».

По его словам, после того как Президент озвучил в Послании новые приоритеты политических реформ многим стало ясно, что речь идет о формировании принципиально нового конституционного баланса между институтами власти. Токаев инициировал переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом. Также, в Послании были анонсированы возможные изменения в более чем 30 статьях Конституции и 20 законах.

Осуществление масштабных реформ изменит всю конфигурацию политической системы.

«Фокус сделан на расширение участия граждан в управлении государством, формирование новой политической культуры», – отметил Карин.

Речь идет о начавшейся смене модели государственного управления, но и изменении парадигмы государственного и общественного развития.

«Для более четкого обозначения этого процесса Президент использовал определение «Вторая республика. Причем Вторая республика – это уже вполне близкая и осязаемая цель, поскольку реализация выдвинутых Главой государства политических реформ планируется в течение этого года. Иными словами, Новый Казахстан это обновление общества и нации, а Вторая республика это обновление государственной модели», – пояснил госсекретарь Казахстана.