7 июня 2022 года в Казахстане отмечается День работников антимонопольного органа. В календаре праздничных дней страны праздник впервые появился в 2021 году.

Стратегическая важность развития конкуренции обозначена Указом Главы государства «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», подписанным в конце 2020 года. Данным указом впервые в истории независимого Казахстана активное содействие развитию конкуренции обозначено общенациональной задачей.

Развитие конкуренции

Знаковым событием 2021 года стало принятие пятого антимонопольного пакета. Новый закон по развитию конкуренции, нацелен на создание равных условий для субъектов рынка, расширяет доступ к ключевой мощности и устраняет барьеры.  Ключевая мощность – это инфраструктура, ресурсы компаний,  незаменимые для участников смежных товарных рынков, кто является их потребителями. Например, магистральная железнодорожная сеть, кабельная канализация для связи, первичные металлы для дальнейшей переработки, морские порты, субстанции для производства лекарств, технологии производства. Законом  детализированы условий доступа к инфраструктуре и ресурсам доминирующих компаний. При этом доступ к ключевой мощности будет предоставляться по рыночным ценам (сферы ТЭК, транспорта, связи, промышленности и др).

В принятом в 2021 году Национальном проекте по развитию предпринимательства комплексное развитие конкуренции выделено отдельным направлением. Прежде всего – это развитие биржевой торговли. Впервые в Казахстане начата биржевая торговля бензиномбитумом (март 2021 года)авиакеросином (сентябрь 2021 года) и дизельным топливом (ноябрь 2021 года). Впервые состоялись биржевые торги углем напрямую региональным операторам (апрель 2021 года). Это позволило исключить из схемы ценообразования непродуктивных посредников и открыть прямой доступ малому и среднему бизнесу к приобретению ресурсных товаров.  Сегодня для участия в торгах коммунально-бытовым углем сформирован перечень из 214 региональных угольных операторов на 222 ж/д тупика.  В торгах нефтепродуктами активно принимают участие свыше 50 предпринимателей. Эффект прямого доступа напрямую отразился на гражданах - анализ показал, что, несмотря на рост отдельных расходов (транспортировка и др.), цены на уголь в отопительном сезоне 2021-2022 гг., приобретенный напрямую у производителей через товарные биржи, остались на уровне цен прошлого отопительного сезона. В 2022 году планируется увеличить долю объема реализации коммунально-бытового угля с 10% до 20%.

Также в рамках Нацпроекта в 2022 году стартует пилотный проект по отмене дифференциации тарифов на электроэнергию для разных категорий потребителей в Алматы, Костанайской, Западно-Казахстанской областях. Помимо отмены дифференциации, для обеспечения доступа на рынки в сфере электроэнергетики планируется увеличение к 2025 году централизованных торгов электроэнергией до 30% (на сумму> 350 млрд   тенге за 4 года).

В настоящее время Агентством разрабатывается «Концепция защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан на 2022-2026 годы», в рамках которой планируется решить ряд системных проблем, способствующих искажению конкурентной среды на товарных рынках Республики Казахстан.

Открытые экспертные площадки Советов по барьерам при АЗРК уже доказывают свою результативность. С момента их создания в конце 2020 года на республиканском и региональном уровнях проведены 289 заседаний, сформирована республиканская Карта барьеров, которая сейчас включает 53 мероприятия. Большинство из включенных в Карту барьеров требуют устранения на законодательном уровне. По итогам 2021 года   устранены 10 барьеров, в 2022 году - уже 4.  

Защита конкуренции (антитрастовые меры)

С момента формирования Агентства по защите и развитию конкуренции инициировано более 200 расследований нарушений антимонопольного законодательства РК. Самые крупные из них проведены по поручению Главы государства, после январских событий, в отношении шести оптовых реализаторов сжиженного нефтяного газа АО «НК Казмунайгаз», ТОО «Petrosun», АО «СНПС-Актобемунайгаз», ТОО «СП Казгермунай», ТОО «Казахойл Актобе», ТОО «Казахский газоперерабатывающий завод» и 193 розничных. Органами прокуратуры и АЗРК выявлены нарушения на 5.5 млрд тенге. Сумма наложенных штрафов на 193 розничных реализатора автогаза составила 103 млн тенге. По рекомендациям Агентства по защите и развитию конкуренции внесены изменения в правила Министерства энергетики по организации и проведения торгов сжиженным нефтяным газом через электронные торговые площадки, включающие снижение 10%-го шага торгов до 3%. Еще одним значимым расследованием, в котором в апреле-мае 2022 года столичный суд поставил окончательную точку, стал картельный сговор между ТОО «АБК-Автодор НС» и ТОО «Казахдорстрой» на закупках при строительстве дорог.  По данному факту вынесено судебное решение о наложении штрафа с конфискацией монопольного дохода на общую сумму 539.9 млн тг.

5 января 2022 года Агентство по защите и развитию конкуренции приняло приказ о временном государственном ценовом регулировании на реализацию сжиженного нефтяного газа по всей территории Казахстана. Срок действия предельных цен – 180 календарных дней. За все время действия приказа превышения предельных цен отмечались в единичных случаях, по которым сразу применялись меры антимонопольного реагирования.

Несмотря на принятые антитрастовые меры, АЗРК в целом продолжает политику широкого внедрения принципов «мягкого права» и толерантности к незначительным правонарушениям. Такой подход зарекомендовал себя в процессе борьбы с искусственным завышением цен и устранением антиконкурентных действий на социально значимых товарных рынках Казахстана. Число фактов применения инструментов «мягкого права» (предостережение, уведомление, антимонопольный комплаенс) увеличивается: в 2019-м выдано 558 уведомлений, в 2020-м - 874, в 2021-м – 472 уведомления. Исполнение уведомлений превышает 80%. Растет число согласованных проектов внешнего акта антимонопольного комплаенса: в 2021 году – 237, в 2020-м - 82 проекта, в 2019-м - 1 проект. Это означает, что подавляющее большинство предприятий добровольно и без последствий приводят свою деятельность в соответствие с конкурентным законодательством.

Новая проконкурентная политика Нового Казахстана требует существенного повышения качества реализации мер по защите конкуренции, дальнейшего совершенствования законодательства и практики его правоприменения. И эта работа будет продолжена.