Как сообщила глава Минздрава, в мире отмечается значительный прирост производства противоопухолевых, противодиабетических и противоревматических препаратов. Рост составляет 12% в год.

Напомним, Главой государства поставлена задача по доведению доли отечественного производства до 50% на фармацевтическом рынке до 2025 года. Для реализации поставленных задач утвержден Комплексный план по развитию фармацевтической промышленности до 2025 года.

Консолидация всех инструментов поддержки в реализацию Комплексного плана оказала эффект и позволила:

- совершенствовать систему планирования в рамках ГОБМП и ОСМС;

- внедрить компенсационные и поддерживающие меры в соответствии с мировой практикой;

- развивать инновации через трансферт технологий и собственные научные и клинические исследования;

- привлечь Big Pharma для локализации их производства на территории РК;

- повысить уровень локализации ОТП и долю местного содержания.

Но понимая необходимость выхода на новый уровень развития, принимая во внимание планы и интересы как государства, так и бизнеса с учетом рисков и новых мировых трендов, был разработан актуализированный вариант Комплексного плана. В настоящее время он находится на согласовании в заинтересованных государственных органах.

В целом, по развитию фармацевтической отрасли следует отметить рост увеличения объемов производства. За 2021 год фармацевтическая промышленность показала положительную динамику, при этом объемы производства фармацевтической продукции составляют 124% по сравнению с 2020 годом.

«За январь-май текущего года объемы производства фармацевтической продукции выросли на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это связано с увеличением объемов производства лекарственных средств на производственных площадках АО «Химфарм», АО «Нобель АФФ», ТОО «Абди Ибрагим ГлобалФарм», ТОО «Келун-Казфарм», — пояснила А. Гиният.

Казахстанская фармацевтическая промышленность, благодаря эффективным мерам государственной поддержки имеет огромный потенциал для выгодных инвестиций. Так, господдержка с отечественными товаропроизводителями долгосрочных договоров на 10 лет позволила увеличить долю закупа в денежном выражении с 15% в 2010 году до 41% в 2021 году.

Также Министерством здравоохранения предприняты следующие меры поддержки отечественных производителей:

1) в период пандемии ускорено проведение оценки безопасности и качества отечественных ЛС и МИ и экспертиза регистрации отечественных лексредств и медизделий;

2) пересмотр критериев отбора поставщиков на заключение долгосрочных договоров;

3) мониторинг исполнения долгосрочных договоров.

За период деятельности Единым дистрибьютором заключены 96 долгосрочных договоров с 37 отечественными товаропроизводителями на поставку 5 007 наименований ЛС и МИ (811 ЛС и 4 196 МИ) из них 43 долгосрочных договора заключены на ЛС и 53 долгосрочных договора МИ. В настоящее время на различных стадиях реализации в рамках заключенных долгосрочных договоров находятся 37 инвестиционных проектов, из них по ЛС 12 проектов, по МИ 23 проекта.

Фармацевтические предприятия в основном сконцентрированы в Алматинской, Карагандинской областях, г. Шымкент, г. Алматы ввиду приближенности транспортных хабов, доступности сырья и рабочих мест.

Вместе с тем, имеются следующие проблемы отрасли:

  • портфель ОТП представлен низкорентабельными генерическими препаратами;
  • ограничение процедур обращения лекарств в рамках ЕАЭС;
  • в РК отсутствует производство фармацевтических субстанций и низкий уровень экспорта готовой продукции;
  • имеется дефицит узкопрофильных специалистов фармацевтического производства;
  • отсутствие механизмов финансирования новых разработок лекарственных средств и медицинских изделий;
  • высокие стартовые затраты на запуск производства ЛС и МИ при длительных сроках окупаемости.

Текущую ситуацию фармацевтического производства в стране нельзя считать достаточной: его объемы обеспечивают лишь 24% потребности страны в лекарственных средствах и медизделий. При этом Казахстан остается импортозависимым как в отношении технологий и компонентов для производства лекарственных средств, так и широкого ряда фармацевтических препаратов и субстанций.

«Кроме того, отечественный научно-исследовательский и образовательный потенциал в сфере фармацевтики и вопросы финансирования находятся на низком уровне. Для оперативного решения проблем отрасли министерством создается Координационный совет по вопросам развития медицинской и фармацевтической промышленности, в состав которого входят представители госорганов и бизнеса», — отметила Ажар Гиният .

Также министерством проводится работа по пересмотру оффтейк-контрактов с упором на инновационность, локализацию производств, привлечению иностранных инвестиций в фармацевтическую отрасль.

Для достижения доли 50% ОТП предпринимаются следующие меры:

- перевод акцента в долгосрочных договорах с МИ на ЛС;

- реализация проектов долгосрочных договоров заключенных с Единым дистрибьютором;

- создание R&D центров;

- локализация оригинальных препаратов с целью заключения долгосрочных договоров;

- заключение долгосрочных договоров на дорогостоящие инновационные препараты;

- ужесточение условий долгосрочных договоров, в т.ч. мер расторжения.

Заметное развитие отрасли произошло за годы индустриализации вместе с приходом крупных иностранных инвесторов Polpharma, Nobel, Abdi Ibrahim, Kelun International Development, Фармстандарт (Польша, Турция, Китай, Российская Федерация и т.д.).

Приток прямых инвестиций в фармацевтическую отрасль за годы второй пятилетки индустриализации составили более $270 млн.

В условиях геополитического кризиса и санкционного давления со стороны мирового экономического сообщества, возникает крайняя необходимость мобилизации всех возможных ресурсов для обеспечения национальной лекарственной безопасности Казахстана. Учитывая низкую долю отечественных препаратов на внутреннем рынке потребления фармацевтической продукции (24%), считаем целесообразным произвести перезагрузку отечественного товаропроизводства.

Мощным стимулом для развития отечественного производства является развитие взаимодействия с крупной мировой фарминдустрией из ТОП-50 Big Pharma, к примеру, с такими гигантами как Pfizer, Bayer, Sanofi и т.д.

Большим стимулом для развития фармацевтических кластеров станут привлечение отечественных научно-исследовательских институтов, научных лабораторий крупных медицинских вузов по типу R&D центров, а также развертывание их на свободных экономических и индустриальных зонах. Казахстан заинтересован в привлечении инвестиций и передовых технологий, необходимых для успешной реализации модернизации экономики.

Сегодня ведутся переговоры с 7 фармацевтическими компаниями Big Pharma по 13 инвестиционным проектам по контрактному производству (Hoffmann-La Roche (Швейцария), Novo Nordisk (Дания), AstraZeneca (Великобритания), Sandoz (Швейцария), TAKEDA (Япония) PFIZER, ATABAY Pharmaceuticals and Fine Chemicals). Стоимость инвестиций составит более 17 млрд тенге.

«Ключевое значение мы придаем развитию производства дорогостоящих инновационных продуктов, продвижение отрасли в направлении трансфера технологий, ее цифровизации, а также развития кластерной инициативы. На данный момент рассматриваются 3 кластерные зоны в гг. Актобе, Нур-Султан и Шымкент. Привлекательность этих регионов обусловлена наличием на их территории производственных площадок и ведущих медицинских вузов», — сказала министр здравоохранения.

По поручению Главы государства Правительством в декабре 2021 года создан АО «Национальный холдинг «QazBioPharm» для обеспечения биобезопасности и устойчивого развития биофармацевтической инфраструктуры. Перед холдингом стоит задача по разработке стратегии развития «QazBioPharm».

Создаваемый холдинг позволит обеспечить биологическую безопасность страны, устойчивое развитие и совершенствование инфраструктуры биофармацевтического рынка, стимулировать развитие биофармацевтической науки и промышленности.

К 2025 году перед Министерством здравоохранения стоит задача по созданию 30 новых производств, увеличению доли отечественных производителей на 50%, что в свою очередь позволит увеличить объемы фармацевтического производства в 2,5 раза.