Из них порядка 1,5 тысяч видов являются лекарственными растениями (в том числе 230 видов признаны в официальной медицине), 390 видов включены в Красную книгу Республики Казахстан, 110 - видов реликтовые растения, а также 700 эндемичных видов растений.

В настоящее время перечень экспортируемых лекарственных растений Казахстана включает 14 видов – это солодка, ферула, цистанхе, туркестанский мыльный корень и другие. 

В силу хищнического использования происходит истощение запасов сырья лекарственных растений.

Росту объемов неконтролируемого сбора лекарственных растений способствует повышенный спрос на внешних рынках.

По данным таможенной статистики основными рынками сбыта казахстанского корня солодки являются Китай, Турция и США.

Например, в Китай с 2018 по 2021 годы вывезено 32,7 тыс. тонн солодкового корня, что в целом значительно превышает рекомендуемые Институтом ботаники и фитоинтродукции объемы возможных заготовок корня солодки по конкретным регионам.

Другим неурегулированным вопросом является бесконтрольный ввоз на территорию республики чужеродных видов растений.

Уже имеются случаи, когда были завезены чужеродные виды растений. Так, на территории регионального природного парка «Медеу» наблюдается распространение чужеродного вида растения – Клена «Асер Негундо» завезенного с Северной Америки, который вытесняет Абрикос обыкновенный и Яблоню Сиверса.

Также, имеются угрозы ввоза в страну чужеродных растительных ресурсов, зараженных инвазивными вредителями и болезнями. К примеру, в зеленых насаждениях города Алматы наблюдается активное распространение Охридского минера, который повреждает Каштан, а также дубового минирующего пилильщика, который наносит вред дубовым насаждениям.

Таким образом, отсутствие нормативно-правовой базы и неконтролируемое обращение с объектами растительного мира не только негативно отражается на сохранении природных растительных ресурсов, но препятствуют инвестициям в производство и переработку лекарственных растений.

Целью принятия проекта Закона является введение правового регулирования отношений в области охраны, воспроизводства и рационального использования растительного мира на всей территории республики.

В настоящее время отдельные нормы, связанные с регулированием использования растительного мира содержат Лесной, Экологический, Земельный, Водный, Предпринимательский кодексы Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» и «Об особо охраняемых природных территориях».

В связи с этим, существует необходимость принятия специального Закона «О растительном мире», которая также обусловлена положениями международных конвенций, стороной которых является Казахстан.

Справочно: Конвенция о биологическом разнообразии, Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием, Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии.

При разработке проекта Закона был учтен международный опыт. Аналогичные законы о растительном мире имеются в Австралии, Канаде, Южной Корее и странах Европейского союза, а в странах ближнего зарубежья - в Армении, Белоруссии, Кыргызстане, Туркменистане, Узбекистане и Украине.

Сфера регулирования проекта Закона будет охватывать объекты растительного мира, произрастающие в естественных условиях, а также дикорастущие растения и их части, содержащиеся в специальных условиях с целью сохранения генетического фонда.

Положения проекта Закона «О растительном мире» не распространяются на сельскохозяйственные растения, а также объекты растительного мира на приусадебных, дачных и садовых участках.

Проектом Закона определяется порядок инвентаризации, государственного мониторинга и кадастра объектов растительного мира. Это позволит вести учет растительных ресурсов на всей территории республики, анализ изменений их количественных и качественных характеристик, а также экономическую оценку объектов растительного мира.

Устанавливается порядок создания зеленых насаждений районированными породами деревьев, кустарников, а также травянистыми растениями на основании рекомендаций, представленных научными организациями.

Проектом Закона устанавливаются требования к интродукции и гибридизации объектов растительного мира, а также запрет на введение чужеродных видов растений, представляющих угрозу естественным растительным сообществам.

Вводятся институты государственного и общественного контроля, которые будут осуществляться государственными органами и общественными организациями.

Ключевым нововведением проекта Закона является установление уведомительного порядка в сфере обращения отдельными видами растительного мира. Это означает, что отечественные субъекты предпринимательства будут иметь возможность на законных основаниях рационально пользоваться растительными ресурсами для производства фармацевтической, продовольственной и технической продукции. Данная мера позволит развивать малый и средний бизнес, привлекать инвестиции в этой сфере, а также увеличить доходы государственного бюджета за счет внесения субъектами бизнеса платы за специальное пользование растительным миром.

Вместе с тем физические лица будут осуществлять сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственного сырья и иных растительных ресурсов для личного и домашнего пользования на безвозмездной основе и без разрешительных документов.

В целом проект закона предполагает решение общегосударственных задач в области растительного мира и для полной реализации норм Закона «О растительном мире» требуется внесение поправок в Лесной, Предпринимательский, Налоговый кодексы, а также Законы «О разрешениях и уведомлениях» и «Об особо охраняемых природных территориях».