Как отметил глава Минэкологии Сериккали Брекешев, полезные ископаемые в недрах Казахстана имеют ключевое значение для развития экономики государства. Однако в связи с интенсивной добычей полезных ископаемых основным вызовом, стоящим перед геологической отраслью, является низкая восполняемость запасов.

«Наблюдается спад инвестиций в разведку по углеводородному сырью почти в два раза с 140 млрд тг до 79 млрд тенге, что в основном связано с общемировым переходом к низкоуглеродной политике», — сказал С. Брекешев.

Среди проблем, оказывающих негативное воздействие на состояние и перспективы развития геологической отрасли, можно выделить:

  • низкий уровень цифровизации инфраструктуры и бизнес-процессов;
  • дефицит кадров;
  • слабая вовлеченность научных организаций в государственное геологическое изучение недр;
  • неразвитая инфраструктура хранения геологической информации.

В связи с этим основной целью концепции развития геологической отрасли является создание условий для привлечения инвестиций в разведку полезных ископаемых. Для этого определены 2 целевых индикатора, 8 ожидаемых результатов и разработаны 36 мероприятий.

Для решения проблем отрасли предусмотрены 4 направления развития геологической отрасли, среди которых:

  • первое — повышение эффективности геологического изучения недр и восполнение минерально-сырьевой базы;
  • второе — информатизация и цифровизация геологической отрасли;
  • третье — научно-исследовательское и кадровое обеспечение геологической отрасли;
  • четвертое — развитие инфраструктуры геологической отрасли.

Далее Сериккали Брекешев подробнее рассказал о каждом направлении.

Так, по его словам, для повышения эффективности геологического изучения недр и восполнения минерально-сырьевой базы будет осуществлен переход по картированию с масштаба 1:200000 до 1:50000. Планируется проведение интеграции с научными и научно-образовательными организациями при государственном геологическом изучении недр, в рамках которой будет подготовлена теоретическая основа развития геологической отрасли с разработкой научно-методических рекомендаций и эффективных методов поисков месторождений полезных ископаемых. Это позволит выявить перспективные участки полезных ископаемых, активизировать деятельность геологоразведочных компаний на рынке РК и обеспечить трансферт инновационных и передовых технологий в геологоразведке.

Второе. В связи с тем, что предоставление геологической информации осуществляется на бумажных носителях и занимает длительное время, совместно с Министерством цифрового развития была разработана информационная платформа KAZNEDRA. В рамках данной платформы происходит наполнение геологической информацией Национального банка данных для обеспечения открытого доступа к геологическим материалам. Кроме этого, платформа предполагает перевод в цифровой формат бизнес-процессов недропользователей.

«Таким образом, мы сократим сроки оказания услуг и получения геологической информации и, соответственно, обеспечим привлечение инвестиций в геологоразведку. Сегодня платформа KAZNEDRA работает в пилотном режиме. До конца текущего года в платформу будут загружены 30 тыс. геологических отчетов», — сказал С. Брекешев.

Третье. Проблемы кадрового и научного обеспечения существенно влияют на отрасль. Не хватает узконаправленных специалистов. К тому же средний возраст опытного геолога близок к пенсионному, тогда как молодые специалисты, только недавно завершившие обучение, в количественном и качественном составе не удовлетворяют спрос отрасли. В это же время научные геологические организации мало вовлечены в практические работы по изучению недр и геологоразведке.

«Для решения проблемы научно-исследовательского и кадрового обеспечения геологической отрасли будут разработаны отраслевые инструкции и методические рекомендации. Научные организации будут вовлечены в государственное геологическое изучение недр, а также обеспечат опережающее научное обоснование постановки геологоразведочных работ», — добавил министр экологии.

Будет проведена целевая подготовка узконаправленных специалистов, организованы курсы по переподготовке и повышению квалификации. Студенты будут проходить производственную практику на объектах государственного геологического изучения недр. Это позволит улучшить практические навыки и открыть новые перспективные территории с полезными ископаемыми.

Четвертое. Для развития инфраструктуры вещественных носителей геологической информации будут построены 1 современное фондохранилище и 2 кернохранилища, еще 4 кернохранилища будут модернизированы. Также будет завершена работа по получению международной аккредитации для лаборатории «ALS Казгеохимия».

Благодаря современной геологической инфраструктуре будет обеспечена сохранность всей полученной геологической информации. В свою очередь, международная аккредитация лаборатории позволит проводить анализы без вывоза керна за пределы страны.

Реализация указанных подходов позволит с 2025 года достичь 100% уровня обеспеченности государственной инфраструктурой по хранению и обработке геологических материалов и открытым электронным доступом к геологической информации.

Будут достигнуты следующие результаты:

1. повышение квалификации специалистов в геологической отрасли, в том числе сотрудников Национальной геологической службы, уполномоченного органа по изучению недр и научных учреждений;

2. интеграция деятельности НГС с научными и научно-образовательными организациями по планированию и проведению ГосГИН и научных исследований в области геологии;

3. перевод в цифровой формат всей (первичной и вторичной) геологической информации;

4. обновление нормативно-методической базы по проведению государственного геологического изучения недр;

5. повышение эффективности государственного геологического изучения недр путем перехода к картированию масштаба 1:50 000;

6. единая отраслевая информационная платформа с открытым доступом к геологической информации;

7. цифровой Единый кадастр государственного фонда недр;

8. современная инфраструктура хранения геологических материалов.

«Вышеуказанные результаты, несомненно, привлекут дополнительные инвестиции в геологоразведку, и, в целом, придаст импульс для развития геологической отрасли», — сказал в заключение С. Брекешев.

Далее о Концепции развития геологической отрасли доложил министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев. Говоря о документе, глава ведомства отметил, что он формирует видение дальнейшего развития отрасли, а также предусматривает основные принципы, подходы и меры, направленные на создание условий для привлечения инвестиций в разведку полезных ископаемых. 

Проведенная в 2017 году правовая реформа позволила создать условия для привлечения частных инвестиций в разведку полезных ископаемых. В результате принятых мер в отрасли образовано более 700 отечественных компаний-юниоров, привлечены крупные игроки мирового рынка, как Rio Tinto, Fortescue и Йылдырым С 2018 года выдано 1922 лицензий на разведку твердых полезных ископаемых. Доля юниорских компаний составила более 90%», — отметил К. Ускенбаев, добавив, что несмотря на принятые меры  остаются сдерживающие факторы, препятствующие эффективному развитию отрасли.

Так, в Казахстане только 5% участков недр имеют лицензии в то время как доступно порядка 1,4 млн кв. км территории страны.

Для упрощения законодательства и процедур для привлечения инвестиций в разработку недр в рамках Концепции планируется максимально упростить процедуры получения лицензий в сфере недропользования, автоматизировать бизнес-процессы между инвесторами и уполномоченными органами и обеспечить прозрачность процесса выдачи лицензий на разведку и добычу твердых полезных ископаемых.

Работа в этом направлении уже начата. Так, с 1 ноября т.г. на единой платформе недропользователей minerals.gov.kz в пилотном режиме запущен модуль по выдаче лицензий. Реализован функционал по направлению электронных уведомлений. Автоматизирован процесс проведения электронных аукционов по участкам на разведку (веб-портал реестра государственного имущества e-qazyna.kz). Впервые введен механизм оплаты подписного бонуса победителем аукциона до выдачи лицензии и санкции к нему за неуплату. Параллельно ведется работа по автоматизации аукциона по добычным участкам (срок реализации 1 квартал 2023 г.).

В целях совершенствования законодательства разрабатывается пакет поправок в Кодекс о недрах в части автоматизации и упрощения процедур. В соответствии с Планом законопроектных работ Правительства на 2023 год срок внесения законопроекта в Мажилис Парламента — декабрь 2023 года.

О работе по развитию сферы недропользования по углеводородам, в частности, по стимулированию геологоразведочных работ доложил министр энергетики Болат Акчулаков.

Как отметил глава Минэнергетики, ведомством подготовлены несколько изменений в Кодекс «О недрах и недропользовании».

Первое. В целях вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов введены соответствующие нормы по «нетрадиционным углеводородам» (сланцевая нефть, сланцевый газ, природный битум, газ, извлекаемый из газовых гидратов и другие).

Второе. Упрощены процедуры по предоставлению права недропользования посредством аукционов, в частности предусмотрены:

• интеграция с действующими базами данных, что позволит сократить количество документов;

• введение гарантийного взноса (ранее на аукционах могли поднимать цену, потом отказывались от заключения контракта. Теперь если не заключил контракт, то сумма гарантийного взноса не возвращается);

• увеличение аукционов с 2 до 4 раз в год;

• заключение контракта с участником, занявшим второе место (в случае неуплаты подписного бонуса первым победителем).

Третье. Внедрен «Улучшенный модельный контракт» (УМК) в сфере недропользования по сложным проектам, закрепляющий значительный пакет регуляторных и фискальных преференций. Механизм улучшенного модельного контракта позволит восполнить минерально-сырьевую базу нефтегазовой отрасли Казахстана и привлечь инвестиции по сложным проектам. УМК будет распространяться на морские и газовые проекты, а также на сложные проекты на суше.

Установлены четкие критерии для сложных проектов, такие как высокое содержание сероводорода (3,5% и более), подсолевые залежи с толщиной солей не менее 100 метров, неструктурные ловушки и другие. УМК не будет применяться к четырем крупным добычным проектам (месторождения Тенгиз, Королёв, Кашаган, Карачаганак).

Пакет регуляторных преференций предусматривает:

- стабильность предоставляемых преференций;

- возможность защиты нарушенных прав как в судах Казахстана, так и в международном арбитраже;

- упрощенный переход с этапа разведки на этап добычи и др.

Пакет фискальных преференций предусматривает:

- применение упрощенного режима налогообложения недропользователей (альтернативный налог на недропользование);

- освобождение от налога на имущества;

- увеличение предельных норм амортизации по капитальным затратам на 50% и др.

Законопроект получил одобрение Парламента и направлен на подпись Главы государства.

Также по словам Б. Акчулакова, Министерством энергетики разработаны Типовые контракты на недропользование по сложным проектам. По итогам 9 месяцев инвестиции в сферу недропользования составили 5,9 трлн тенге, (за 9 месяцев 2021 года – 5,8 трлн тенге), из которых на геологоразведку направлено 119,5 млрд тенге (за 2021 год – 79,2 млрд тенге).

«Министерством ежегодно проводятся электронные аукционы, в первую очередь нацеленные на проведение геологоразведочных работ на нефть и газ. 22 июля уже состоялся один аукцион по 21 участку, на котором получен рекордный подписной бонус в размере 12 млрд тенге с минимальной программой работ на сумму 24 млрд тенге», — отметил Болат Акчулаков.

23 декабря будет проведен очередной аукцион на предоставление права недропользования по углеводородам по 41 участку с геологическими запасами 63,5 млн тонн и минимальной программой работ на сумму 60,0 млрд тенге.