Представитель ведомства отметила, что одно из направлений данного законопроекта полностью совпадает с направлением проекта закона, затрагивающего вопрос расширения сферы действия административной юстиции, в части переноса некоторых видов административных взысканий в отраслевые нормативные правовые акты.
«Также статья 24 Конституции допускает использование принудительного труда только на основании судебного акта о признании виновным в совершении уголовного или административного правонарушения либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Что касается анализа действующего Кодекса об административных правонарушениях, в частности главы 25 Особенной части (предусматривающего административную ответственность, связанную с определенной деятельностью), то в этих главах содержится около 600 составов. Однако применение принудительного труда по всем составам невозможно из-за характера составов, некорректности введения общественных работ по отдельным составам. В целом применение принудительного труда в рамках дел об административных правонарушениях возможно по ряду составов с учетом сопоставимости наказания с характером административного правонарушения и степенью общественной опасности, его последствиями, обстоятельствами совершения и индивидуальными особенностями виновного. При этом механизм реализации данного института и утверждение конкретных составов, в которых необходимо предусмотреть рассматриваемый вид взыскания, будут проработаны в рамках текущей законотворческой деятельности», - сказала А. Муканова.
По ее словам, административное взыскание в виде привлечения к общественным работам применяется к исполнению не позднее десяти календарных дней со дня поступления решения суда в местные исполнительные органы. При уклонении лица от общественных работ местные исполнительные органы направляют уведомление в органы внутренних дел для направления ими предписания в суд, который вынес решение о наложении общественных работ, с рассмотрением вопроса замены общественных работ на административный арест.
Также из пункта 1 статьи 39 Конституции следует, что права и свободы человека могут быть ограничены только законами. В этой связи в законопроектом предлагается закрепить механизм применения привода, поскольку привод является мерой административно-процессуального обеспечения и состоит в принудительном доставлении физического лица с целью выполнения им процессуальных действий, которые не могут быть реализованы заочно в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения данного дела.
Соответствующие законопроекты планируется внести в Аппарат Правительства в апреле т.г., а в Парламент - в июне.