В настоящее время в Мажилисе Парламента проведено порядка 15 заседаний рабочей группы. Депутаты внесли ряд поправок, направленных на повышение эффективности защиты прав потребителей.
«В ходе заседания депутаты внесли ряд предложений. В частности, по информационной системе защиты прав потребителей в целях усиления защиты их прав, расширения положений законопроектов в части электронной торговли и регулирования общественных отношений на интернет-площадках частных объявлений», – сказал спикер.
Согласно нововведениям, потребителю предлагается выбрать пути защиты своих прав. В соответствии с действующим законом «О защите прав потребителей», потребитель должен пройти последовательные обязательные этапы для защиты своих прав в суде. В начале обратиться к предпринимателю с протестом о нарушении его прав. Затем спор пытаются разрешить с помощью медиатора в досудебном порядке. Затем обращается в государственный орган. И только потом подает в суд. Это вызывало недовольство у простых граждан, так как суды без рассмотрения возвращали требования потребителей на медиативное согласование с предпринимателем, либо обращения в государственный орган.
В связи с этим законопроект предлагает потребителю обратиться с прямым иском в суд или обратиться в государственный орган за защитой своих прав. Во-вторых, законопроектом предлагается повысить роль общественных институтов защиты прав потребителей, в том числе путем внедрения Омбудсмена в данной сфере. В настоящее время существует лишь Омбудсмен по защите субъектов бизнеса. Также вводится возможность предъявления иска для защиты неопределенной группы лиц. При этом реализация данной возможности будет осуществляться омбудсменом и общественными объединениями по защите прав потребителей без уплаты государственной пошлины.
Дополнительно общественным объединениям потребителей будет предоставлено право отбора образцов товаров и приобретения услуг в рамках общественного мониторинга внутреннего рынка. В настоящее время существуют правовые основания, препятствующие действиям закона «О защите прав потребителей» в сфере медицинских, туристских и иных услуг, вопросы которых регулируются другими законами. При этом результаты анализа уполномоченного органа показывают рост количества жалоб в сфере ЖКХ в 2023 году почти в три раза, по сравнению с 2022 годом.