По словам разработчиков, железнодорожный транспорт, выполняющий инфраструктурные функции экономики, сталкивается с рядом проблем, которые могут ограничить пропускную способность и стать ограничителем для экономического роста. В свою очередь, Концепция развития железнодорожной отрасли до 2030 года предусматривает поэтапное решение основных задач. В частности, формирование оптимальной для государства и общества системы функционирования жд транспорта Казахстана, а также обновление и модернизация основных средств производства отрасли.
Как известно, железнодорожный транспорт играет важнейшую роль в экономике страны, обеспечивая половину всего грузооборота и перевозку большей части экспортных и транзитных грузов. Говоря о пассажирских перевозках, следует отметить, что на сегодняшний день перевозки осуществляют 14 компаний, включая 1 национальную и 13 частных. Национальный перевозчик пассажиров организует перевозку пассажиров железнодорожным транспортом более чем 100 маршрутам. Ожидается, что в последующие годы пассажиропоток будет расти в основном за счет естественного прироста населения.
В свою очередь Концепция развития железнодорожного транспорта составлена на основе анализа текущей ситуации в области грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. В ходе разработки документа изучены реформы соседних стран в области перевозок, а также рассмотрена действующая институциональная и регуляторная модель железнодорожной отрасли.
Ожидается, что в рамках стратегического документа будет реализован комплекс мероприятий по привлечению частных инвестиций в отрасль, обновлению субъектами конкурентного рынка подвижного состава, реализации крупных проектов строительства новых линий и совершенствованию механизма перевозок пассажиров частными компаниями.
Концепция развития железнодорожного транспорта Республики Казахстан будет реализована за счет средств республиканского бюджета, АО «НК «Қазақстан темір жолы» и частных инвестиций.
Концепция была презентована 9 июля 2024 года на заседании Подкомитета по железнодорожному транспорту Комитета логистики и перевозок Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» с участием КТЖ, ассоциации и бизнес-сообщества.