Анализ потребности по стране показал необходимость оборудования порядка 600 пешеходных переходов светофорами, свыше 100 тыс. метров пешеходных ограждений, 15 тыс. км освещения, почти 60 тыс. км тротуаров.

«Особый вопрос – загородные трассы. Весь транзитный поток идет через них. На них приходится большинство тяжких ДТП, 50% – летальных случаев. Мы анализируем каждое ДТП, в которых погибли или травмированы люди, условия и причины их совершения. Анализ указывает на наличие системных недостатков в этой сфере, которые мы поднимаем и озвучиваем каждый год. Для всех областей характерна общая проблема – недостаточное количество дорог первой категории, с четырьмя и более полосами движения. Это влияет на дорожную безопасность, так как разделительные и удерживающие барьеры позволяют минимизировать риск тяжких ДТП. К примеру, в Атырауской области нет дорог первой категории, в Западно-Казахстанской области протяженность безопасных дорог этой категории составляет всего 3 км, а в Актюбинской - 19 км», – сказал спикер. 

На сегодняшний день требуется строительство более 6 тыс. км дорог с четырьмя и более полосами. Безусловно, современные дороги не могут быть построены в короткие сроки. Для повышения безопасности совместно с дорожными организациями проведены 25 тыс. обследований существующих дорог, в содержании которых выявлено свыше 45 тыс. недостатков. Привлечено к административной ответственности почти 3,5 тыс. должностных лиц.

По результатам обследований всего на трассах республиканского значения необходимо нанести свыше 200 км разметки и установить порядка 2,5 тыс. дорожных знаков. Кроме того, необходимо обустройство свыше 3 млн погонных метров дорожных ограждений, препятствующих выходу на проезжую часть животных и домашнего скота. По всем проблемным вопросам информированы акиматы, прокуратура и профильное Министерство.

«Отдельная проблема – нелегальные автоперевозчики. Они без сна и отдыха находятся на дорогах. Не проходят ежедневный медицинский осмотр, техсостояние транспорта также не проверяется. Мы их останавливаем, предупреждаем, но эти меры не имеют должного эффекта. Так, в июне в дневное время в Актюбинской области водитель Альфарда был остановлен патрульным нарядом и предупрежден о соблюдении Правил дорожного движения. Однако спустя непродолжительное время водитель совершил опрокидывание, в результате погибли 4 человека и 1 госпитализирован», - отметил глава Комитета. 

Совместно с министерством транспорта заключены меморандумы с компаниями, предоставляющими свои программы для осуществления таких перевозок, в рамках которых будут усилены требования к водителям, соблюдению ими режима труда и отдыха, прохождения медицинского осмотра, по соответствию транспорта Правилам перевозки пассажиров и багажа.  

Еще один фактор – продолжающийся рост автопарка страны. Только за прошлый год число машин увеличилось на 500 тыс. и сейчас составляет свыше 5,3 млн автомобилей. В текущем году уже зарегистрировано 108 тыс. Это привело к увеличению нагрузки на дорожную сеть. При этом пик автомобилизации в стране еще не достигнут. Срок эксплуатации половины автомашин превышает 20 лет. Старые авто не имеют современных систем активной и пассивной безопасности и более подвержены неисправностям.

«При поддержке местных исполнительных органов в сферу обеспечения дорожной безопасности внедряются цифровые решения. Сейчас на дорогах установлено свыше 24 тыс. автоматических камер фиксации нарушений ПДД. Ими выявляется до 70% нарушений правил. Однако практически все камеры установлены в городах. Для решения проблем с безопасностью на загородных трассах патрульные автомобили оснащаются бортовыми системами фиксации нарушений ПДД. В пути следования система автоматически фиксирует нарушения ПДД и передаёт их на центральный сервер Генпрокуратуры. При этом у сотрудников нет возможности удалить данную информацию. Сейчас имеется 216 единиц такого автотранспорта. Результативность одного экипажа сопоставима с работой 15 патрульных», - подчеркнул К. Султанбаев. 

Но их количество недостаточно ввиду протяженности дорог республиканского, областного и местного значений. Предлагается вовлечь всех участников и расширить перечень автомобилей, которые будут оснащаться системами автоматической фиксации нарушений ПДД. То есть, оборудовать ими автомобили скорой помощи, общественный транспорт, а также автомобили полиции без цветографической окраски и проблесковых маячков. Это позволит повысить культуру вождения и обеспечить принцип неотвратимости наказания.