В порту Курык ведется работа по строительству многофункционального терминала «Саржа». Потенциальная мощность 9,4 млн тонн, объем инвестиций - более $200 млн. К развитию портовой инфраструктуры проявляют заинтересованность иностранные инвесторы, такие как Abu Dhabi Ports, Rhenus, CMA CGM, Wandernet, а также ряд китайских компаний.
«Аналогичные работы ведутся по развитию смежной железнодорожной инфраструктуры к морским портам. В частности, планируется строительство 404 км вторых путей на ж/д участках «Бейнеу – Мангыстау», «Жарык – Сексеуіл» и «Шалкар – Курык». Будет проведена модернизация 5 станций, а также внедрена автоблокировка на участке «Шалкар – Бейнеу». Все эти мероприятия включены в утвержденный План по модернизации магистральной железнодорожной сети до 2030 года», - подчеркнул спикер.
Для цифровизации маршрута ТМТМ сингапурской компанией PSA совместно с «Қазақстан темір жолы» разработана цифровая платформа «Digital Trade Corridor». На границе с Китаем внедрена система «Tez Customs» для автоматизации процесса выдачи транзитных деклараций. В результате срок их оформления сократился с 2-3 часов до 30 минут.
«В целях цифровизации коридора Север-Юг «Қазақстан темір жолы» заключено соответствующее соглашение о стратегическом партнерстве с Абу Даби Порт. Одним из направлений сотрудничества является автоматизация технологических процессов работы пунктов пропуска в соответствии со стандартами Международной морской организации. Также совместно с таможенными органами ведется работа по переходу на круглосуточный режим работы морских пунктов пропуска. В портах будет создано «единое окно» по оформлению судовых документов и грузов, переваливаемых на суда. Для этих целей мы ведем работу по ратификации Конвенции Международной морской организации по облегчению международного морского судоходства», – рассказал представитель ведомства.
В рамках развития торгового флота планируется строительство 7 единиц судов, в том числе 3 танкеров, 2 паромов и 2 контейнеровозов. На сегодняшний день казахстанский торговый флот состоит из 17 судов, в том числе 10 танкеров, 4 сухогрузов и 3 контейнеровозов. В настоящее время национальным морским перевозчиком - компанией «Казмортрансфлот» – прорабатываются технические вопросы с партнерами по проектированию.
Плавательный состав отечественного морского флота насчитывает порядка 1,5 тыс. моряков, из них 900 – казахстанцы. Потребность в кадрах морского транспорта на сегодняшний день составляет порядка 200 человек.