По словам спикера, основные цели документа направлены на усиление роли общественных объединений путем введения института омбудсмена, расширение базовых принципов защиты прав потребителей во всех сферах жизнедеятельности человека, введение гражданской правовой ответственности предпринимателя в виде штрафа. 

«Также мы исключили из закона невозвратные тарифы по билетам, понятия технически сложного товара, из перечня невозвратных товаров убраны медицинские изделия, а также в новом законопроекте для усиления защиты прав потребителей в онлайн-торговле будет отдельно выведен раздел по электронной торговле», – сказал Аскар Тынысбеков. 

Председатель Комитета отметил, что уполномоченный орган по защите прав потребителей получил дополнительные полномочия. 10 января 2025 года Президентом РК был подписан закон, предусматривающий изменения в КоАП в части наделения уполномоченного органа полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 157 «Заведомо ложная реклама», части первой статьи 190 «Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств». 

«Раньше статья 157 была в ведении министерства финансов в Комитете государственных доходов. А 190 статья была в ведении министерства внутренних дел. За истекшее время по этим двум статьям наши потребители не были защищены. В большом количестве были правонарушения, а выявляемости и привлечения к административной ответственности у нас практически не было. Мы думаем, что с принятием этих норм и передачей этих функций уполномоченному органу эта норма у нас заработает», – пояснил он. 

Изменения коснулись и статьи 190, части 5 Кодекса об административных правонарушениях. Речь идет о невыполнении требований закона продавцом по размещению на казахском и русском языках информации о контактных данных продавца, уполномоченного органа, обеспечении обмена возврата товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества в срок, а также предоставлении письменного ответа на претензию. 

«Если взять динамику и статистику за прошедшие годы, то у нас по этой статье такие правонарушения увеличились в разы с 49 до 1306 предупреждений. То есть, крайне мягкое административное взыскание в виде предупреждения не выполняло задачу принципа неотвратимости наказания и профилактики совершения новых аналогичных административных правонарушений. Таким образом, «предупреждение» было заменено на «штраф», – добавил спикер.