Следующий этап — внедрение смарт-ассистента, который будет оказывать экспертную поддержку разработчикам нормативных правовых актов. В его функционал войдут анализ международного опыта, правовой мониторинг и поиск норм, противоречащих Конституции, на основании постановлений Конституционного суда.

«Таким образом, смарт-ассистент становится не просто вспомогательным инструментом, а полноценным участником нормотворческого процесса, способствующим повышению качества, согласованности и правовой устойчивости», — отметил спикер.

Еще одним важным направлением цифровой трансформации Министерства юстиции является автоматизация исполнительного производства. С августа прошлого года реализуется проект «Цифровой судебный исполнитель». Эта система автоматически, без участия человека, инициирует и ведет исполнительное производство. Благодаря проекту удалось исключить человеческий фактор, снизить коррупционные риски и значительно ускорить процесс взыскания долгов. Раньше частному судебному исполнителю приходилось дополнительно выплачивать до 25% от суммы долга в виде комиссии. Теперь с внедрением цифрового судебного исполнителя эти расходы исключены. Так, казахстанцы сэкономили более 2,2 млрд тенге, которые тратили на оплату услуг ЧСИ.

Это не только повысило доступность правосудия, но и стало ярким примером эффективного использования технологий в интересах общества.

В рамках дальнейшей цифровизации исполнительного производства органы юстиции продолжают внедрять элементы искусственного интеллекта. Этот инструмент служит цифровым помощником для граждан, помогая защищать их права и получать объективную информацию.

«Его основные функции: мониторинг полноты действий частных судебных исполнителей, информирование граждан о статусе их дел и совершенных действиях, помощь в подготовке обоснованных жалоб на действия или бездействие судебных исполнителей, повышение прозрачности и доверия к системе исполнительного производства. Для самих судебных исполнителей также доступен интеллектуальный помощник, который осуществляет контроль соблюдения сроков и напоминания о необходимых действиях, анализирует корректность совершаемых процедур, предоставляет рекомендации по повышению эффективности работы, автоматически выявляет ошибки и риски бездействия»,— сообщил вице-министр.

Эти решения стали новым стандартом качества исполнительного производства, способствуя соблюдению законности, снижению административной нагрузки и улучшению взаимодействия между гражданами и государством.