В Казахстане Международный Банк Реконструкции Развития запускает Проект модернизации среднего образования в рамках Соглашения о займе между Республикой Казахстан и ЕБРР, передает корреспондент МИА «Казинформ». О всех подробностях проекта специально для нашего рассказала вице-министра образования и науки Эльмира Суханбердиева.

- Эльмира Амангельдиевна, сегодня вы объявили об официальном запуске проекта. В чем его особенность?- Проект соответствует приоритетам, установленным в 76 шаге Программы Президента «План нации – 100 конкретных шагов» по повышению качества человеческого капитала, а также Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы. Целью Проекта является улучшение качества и обеспечение доступа и равенства в системе среднего образования, сокращения разрыва в успеваемости между сельскими и городскими учащимися.

- О какой сумме идет речь?

- Для достижения задуманных целей планируется направить 75 млн. долларов США, в том числе заем Международного банка в размере 67 млн. долларов США и софинансирование займа из республиканского бюджета в размере 8 млн. долларов США. В сумму 75 млн долларов уже входит и обучение наших учителей, пойдет также на качество образования чтобы уменьшить разрыв между сельскими и городскими школами, на поддержку инклюзивного образования, на разработку материалов и на укрепления материально-технической базы педагогических ВУЗов страны. Данный проект рассчитан на 17 лет. Первые 5 лет у нас ожидаются улучшенные условия, для того чтобы первые годы мы могли спокойно прорабатывать этот проект, поэтому этот период предусмотрен без комиссий и без штрафных санкций при ставке 2%. Вы знаете, что это большой социальный проект, поэтому у нас такие хорошие условия. Какое вы сказали будет оборудование, оборудование включает в себя 10 компьютеров последней модификаций и 10 лазерных экранов. Мы будем смотреть какая это школа, как у них оборудование, поэтому если в одной школе нужно будет только 10 компьютеров 10 экранов, то может другой школе понадобится больше, поэтому все это будет зависеть от комиссии, она решит, какая это школа, как она оснащена. Все эти вопросы будут учитываться.

- Какие мероприятия предусмотрены по освоению этих средств?

- В рамках Проекта запланирован комплекс инициатив в поддержку обновленному содержанию образования. Это пересмотр системы оценивания с помощью формирования новых стандартов тестирования ЕНТ и ВОУД, обновления базы тестовых заданий с элементами мультимедиа и обновление стандартов и требований к экспертизе учебников.

Основные мероприятия направлены на улучшение успеваемости учащихся в сельских общеобразовательных и малокомплектных школах через расширение доступа к образовательным материалам, оснащение мультимедийным оборудованием и повышение потенциала сельских учителей. Так, порядка 60 % от общей суммы финансирования Проекта направлено на обеспечение более 5000 сельских школ мультимедийным оборудованием.

Это позволит улучшить доступ к новым цифровым образовательным ресурсам и окажет материально-техническую поддержку для проведения международных тестирований в онлайн формате. И, конечно же, в свете цифровизации образования —проект ожидается особо актуальным и эффективным.

Более того, данные меры будут способствовать сокращению разрыва успеваемости учащихся и выравниванию качества образования между сельскими и городскими школами.

В проекте отдельное внимание уделяется модернизации педагогического образования. Будут разработаны 30 новых образовательных программ по педагогическим специальностям и новая модель подготовки будущих учителей. Помимо этого, предполагается усиление материально-технической базы 16 педагогических вузов страны лабораториями робототехники.

- Современное оборудование предполагает подключение к интернету, а как быть тем школам из отдаленных местностей, где нет интернета?

- В каждой школе, там, где нет интернета, это не означает не нужно работать. Подключение ко всемирной Сети интернет находится на контроле Правительства и в зоне ответственности акимов. Там, где нет интернета, а вы знаете - у нас есть школы за 500 километров от районных центров, там мы предусмотрели большой сервер, в котором будут закачаны все новые программы, и можно будет использовать все эти данные. Это своего рода внутреннний wi-fi в школе и все могут им пользоваться. Такие большие сервера будут установлены в тех школах, где нет интернета.

- Будет ли обеспечено право на образование детей с ослабленным здоровьем и особыми потребностями?

- Да, еще одним очень значимым направлением Соглашения является поддержка инклюзивного образования. Оказание качественных образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Для реализации данного направления будут разработаны методические пособия и программы по преподаванию для детей с дополнительными образовательными потребностями.

Также будут созданы 9 и дооснащены 8 ресурсных центров на базе общеобразовательных школ.

Ресурсные центры будут заниматься внедрением практического опыта, ведением работы сетевого взаимодействия педагогов организаций образования по вопросам инклюзивного образования.

Запланировано повышение квалификации дефектологов, специалистов психолого-медико- педагогических консультаций и кабинетов коррекции.

При Национальном научно-практическом центре коррекционной педагогики будет создан издательский центр по обеспечению учебниками и учебно-методической литературой со шрифтом Брайля для детей с проблемами со зрением.

- Каким будет охват школьников и учителей по Проекту?

- Главными бенефициарами Проекта станут около 3 миллионов школьников, в том числе дети с особыми образовательными потребностями, 170 тысяч учителей и директоров сельских школ, а также студенты педагогических вузов страны.

- Каковы ожидания МОНа от модернизации среднего образования?

- На институциональном уровне Проект позволит повысить потенциал каждой школы страны и в особенности школ, находящихся в условиях села, выровнять их показатели, а главное, на системном уровне улучшить качество среднего образования.

На национальном уровне проект будет способствовать укреплению человеческого капитала для устойчивого развития страны.

В конечном итоге долгосрочные результаты проекта повысят конкурентоспособность Казахстана и будут иметь положительный социально-экономический эффект для всего общества.

Автор: Гульмира Сарбасова