Для того, чтобы удерживать и расширять аудиторию отечественные телеканалы всегда находятся в поиске новых интересных телепроектов. О том, какие сюрпризы готовит «Хабар» для своих телезрителей и о специфике телеканала в интервью корреспонденту МИА «Казинформ» рассказала его программный директор Айкумис Сексенбаева.

Телеканал «Хабар» по праву считается одним из телевизионных брендов Казахстана. За счет чего удается держать линию государственного телеканала и не терять при этом аудиторию?

- 23 октября агентству «Хабар» исполнилось 23 года. И все эти годы наш телеканал ориентировался на интересы зрителя. В этом году, как и каждый год, мы запустили новые проекты, направленные на поддержание интереса у зрителей. И основным приоритетом в вещании канала является социальная направленность - у нас выходят такие программы, как «Важно знать», «Народный контроль», «Online», «Давайте говорить». Эти программы были запущены по откликам и запросам наших телезрителей. Те проблемы и вопросы, которые волнуют казахстанцев, мы обнажаем и вместе с представителями министерств и ведомств, экспертами, НПО, пытаемся найти их пути решения.

- Вы затронули очень интересную тему. Какие еще зрительские запросы поступают в редакцию телеканала?

- Самые разные. К примеру, есть у нас постоянный телезритель Баранов Александр Андреевич, житель Тараза. Он звонит к нам и говорит: «Я живу в таком-то микрорайоне, от него к центру города не ходят автобусы, нету дороги туда». Буквально за несколько лет туда пробили дорогу, туда ездят автобусы, там поставили фонари. И таких примеров очень много. Мы не только показываем проблему, мы обязательно к ней возвращаемся и демонстрируем, решена ли она. Мы не говорим, что проблемы решаются именно благодаря нам, но вследствие того, что мы подняли конкретный вопрос, местные исполнительные органы и ответственные ведомства видят эту проблему и стараются ее решить. А это для нас самое главное.

- Расскажите о самых последних проектах телеканала.

- В начале осени стартовал наш новый сезон, и мы представили нашим телезрителям большую сетку интересного и познавательного контента. К примеру, мы возвратили проект «Кто возьмет миллион», только уже на казахском языке «Миллион кімге бұйырады?». Это самый известный формат. Из новых форматов могу назвать настоящий интеллектуальный проект, сделанный по формату британской компании ВВС, в казахстанском варианте «ZERDE». Это интеллектуальное шоу, где наши казахстанцы, благодаря тому, что они просто подают анкеты на нашем сайте, получают возможность участвовать в программе и побороться за звание самого умного. Это звание не предполагает денежных призов, оно просто мотивирует людей больше знать и думать. Потому что там очень серьезные вопросы. Такой формат применяется в Казахстане впервые, и реализуем его мы. Если Вы его смотрели, то могли увидеть, что во время вопросов на отвечающего направлен свет. Создатель проекта, будучи англичанином, был в свое время в плену у немцев. На допросах в темной комнате прямо над ним висел фонарь. И со временем он сумел все это отразить в телевизионном эфире. Также у нас есть проект «TOPJARGAN», это тоже форматное шоу и в каждой стране он транслируется со своими местными звездами. В казахстанской версии членами жюри выступают Роза Рымбаева, Ренат Гайсин и рэпер Baller. Согласно правилам, участники проекта - состоявшиеся певцы - должны не потерять свое место. Уже на этих выходных состоится финал проекта.

Кроме того, мы запустили целую линейку научно-познавательных фильмов, которые транслируются на казахском языке. К сожалению, на данный момент в нашей стране не снимают такие проекты, но все еще определенно впереди. Мы смотрим и анализируем, что именно понравилось зрителю. В этом году телеканалом «Хабар» транслируется 13 сериалов собственного производства различных жанров. Есть и юмористический сериал - «Детектив «Әже». У нас есть и любовные мелодрамы, к примеру «Қарлыгаш ұя салғанда», который очень полюбился отечественным зрителям и показал отличные долю и рейтинг. В этом сезоне мы, действительно, презентовали большое количество сериалов.

- В продолжение темы сериалов - будет очень интересно, если Вы расскажете о механизме сотрудничества с режиссерами сериалов. Любой режиссер, считающий, что у него есть хорошая идея может приехать на «Хабар» и предложить сотрудничество?

- Конечно! У нас функционирует специальный художественный совет - в него не имеют права вмешиваться ни директора каналов, ни руководители агентства, ни председатель. Потому что художественный совет не должен зависеть от чьего-то субъективного мнения. И туда входят представители всего нашего холдинга - журналисты, сценаристы, продюсеры, режиссеры, музыкальные редакторы. То есть, члены худсовета собраны со всех каналов нашего агентства. Поэтому, каждый режиссер или телекомпания могут зайти на сайт телеканала в раздел «художественный совет», написать туда и быть уверенным, что его предложение рассмотрят в худсовете. Ему обязательно дадут ответ, вне зависимости от того, положительным он будет или нет.

- Получает ли режиссер, с которым сотрудничает телеканал какие-то материальные выгоды или же он довольствуется известностью, которую ему принесет такое сотрудничество?

- Продолжая ответ на прошлый вопрос, могу сказать, что большинство проектов производятся аутсорсинговыми компаниями после утверждения на худсовете. Для проектов, которые транслируются на канале «Хабар», привлекаются как именитые режиссеры, так и начинающие, но перспективные. Работа над нашими проектами не только позволяет широкой публике узнать о тех или иных режиссерах, но и приобрести опыт в производстве подобных крупных проектов. Но, тем не менее, каждый человек должен получать плату за свою работу.

- Вы перечислили немало интересных развлекательных проектов, которые вещаются на «Хабаре». Какой из них пользуется наибольшей популярностью среди нашей, казахстанской аудитории?

- Сложно сказать. Потому что каждый из проектов рассчитан на определенную категорию зрителей. Например, «Кто возьмет миллион» - этот проект направлен на широкую аудиторию, от 16 до 80 лет. Он вне конкретной целевой аудитории. Понятное дело, что наш зритель - это взрослый и искушенный ценитель телевизионного контента, который имеет возможность смотреть другие телеканалы, в том числе и западные. Поэтому самые популярные франшизы мы стараемся не обходить стороной и создать свою, казахскоязычную версию. Мы видим рост рейтинга в целом, по телепросмотрам. И это нас радует. Пожалуй, главное событие нашего нового сезона - это то, что агентство «Хабар» получило право в этом году выдвинуть участника от страны на Junior Eurovision (Детское Евровидение). Я считаю его мегасобытием всего года. Евровидениие - это бренд мировых масштабов, и участвовать в нем могут только те страны, телеканалы которых входят в Европейский вещательный союз (European Broadcasting Union). В свою очередь, агентство «Хабар» является единственным в Казахстане ассоциированным членом Европейского вещательного союза. После долгих переговоров с Европейский Вещательным Союзом, они все-таки дали нам право выдвинуть своего участника на детское Евровидение, который прошел 25 ноября в Минске. Такой чести в текущем году были удостоены только Казахстан и Уэльс. Данэлия Тулешова достойно представила нашу страну на прошедшем грандиозном шоу, где она заняла третье место по итогам зрительского голосования, а с учетом голосов жюри - шестое.

- Каким образом Вы мониторите аудиторию, количество просмотров и т.д?

- Есть определенные наработанные годами схемы - рейтинговые агентства присылают нам статистическую информацию, где мы видим долю и возраст аудитории, а также рейтинг просмотров - кто, где и что смотрел. И согласно этим рейтингам, мы выстраиваем свою дальнейшую стратегию развития. Определяем, насколько правильно мы движемся. Конечно же, учитываем мы и комментарии зрителей в интернете, социальных сетях. Невозможно обойтись без прямой обратной связи со зрителями.

- Вы рассказали о франшизах. Многие телеканалы мира, включая и казахстанские используют надежную схему «трафарета», вещая точные аналогии уже зарекомендовавших себя проектов. Планирует ли «Хабар» удивить свою и зарубежную аудитории чем-то подобным? Возможно ли, чтобы спроектированную отечественными режиссерами программу дублировали в других странах?

- Конечно. И мы к этому идем. В теории мы можем полностью отказаться от франшиз, но мы хотим, чтобы наш зритель также имел возможность смотреть проекты, которые смотрит весь мир. Мы хотим, чтобы наш телезритель видел качественный, актуальный продукт, который в тренде, и видел его на своем родном телеканале. А также, чтобы наши ребята - например, певцы, танцоры, имели возможность показать себя в тех форматах проектов, которые уже известны. Что касается своего бренда, думаю, мы его уже создали - например, «Жулдызды жекпе-жек» или «Жулдыздар айтысады». Эти проекты показали высокие рейтинги. Есть немало таких проектов, которые уже, в принципе, стали своего рода брендом нашего канала. Конечно, довольно сложно конкурировать на мировом рынке, на котором представлено множество проектов, но мы ведем работу в этом направлении.

Хотите быть всегда в курсе всех брифингов?
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев:

"Никто не может быть выше закона. Первые руководители, как в центре, так и на местах, будут отвечать за своих подчиненных, уличенных в коррупции. При этом нужно принимать меры не постфактум, а выработать комплексные и системные предупредительные механизмы"

Министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр:

«Всего на территориях специальных экономических зон (с 2002 по 2019 годы) запущено 183 проекта, из которых с иностранным участием 46 проектов. Создано 15,5 тысяч рабочих мест. В бюджет в виде налогов возвращено порядка 150 млрд. тенге»

70% экологических платежей планируют направлять на природоохранные мероприятия в Казахстане

$9 млрд - на такую сумму подписаны соглашения на АЭФ по итогам «круглого стола» по глобальным инвестициям