С 1 января 2020 года в Казахстане будет внедрено всеобщее декларирование доходов и имущества. Вице-министр финансов РК Руслан Енсебаев считает эту меру не только фискальным инструментом, но и средством, позволяющим определять социально уязвимые слои населения для выстраивания взвешенной политики государственной поддержки. Все подробности он рассказал в интервью для ortcom.kz
-
Руслан Сатбекович, кому из казахстанцев предстоит декларировать доходы в первую очередь?
-
На первом этапе декларацию будут сдавать государственные служащие, а также их супруги и лица, приравненные к ним. Остальные категории граждан будут охвачены декларированием на последующих этапах в течение 5 лет.
-
Каким же будет состав сведений?
-
Поля, обязательные поля для заполнения, в первую очередь, - это имущество, земельные участки, транспорт, квартиры, доля участия в жилищном строительстве, деньги на банковских счетах, наличные деньги в пределах 5880 МРП (месячный расчетный показатель), а также дебиторская и кредиторская задолженность.
-
Но предварительно известно, что есть поля, которые заполняются по желанию. Давайте поговорим о них…
-
Они нужны, и, в первую очередь, для самого декларанта имеют ценность. Это драгоценные активы - при их наличии, в случае превышения цены за единицу - 5880-кратного МРП, а также биологические активы - при наличии ветеринарного паспорта, культурные ценности и прочие виды имущества. Именно этот пункт вызвал много нареканий. «Прочие виды имущества - это ценное имущество, которое можно реализовать за высокую цену. И это не те мелочи в виде ложек и ножей, о которых пишут в СМИ.
-
Насколько нам известно, в пилотном режиме где-то уже население поголовно сдает декларации о доходах и имуществе. И, как мы знаем, вы уже приступили к работе над ошибками…
-
Да, первые декларации о доходах и имуществе в пилотном режиме уже сдали жители трех сел Осакаровского района Карагандинской области. На сегодня принято 2153 деклараций, из них имеются расхождения со сведениями уполномоченных органов у 114 (5,4%) налогоплательщиков, а также проведено анкетирование у 1725 физлиц.
-
С чем столкнулось ваше ведомство в ходе пилотного проекта? Какие узкие места были выявлены?
-
Как показал анализ, 78,1% населения предпочли бы представить налоговые отчетности в электронном виде, либо через мобильное приложение, остальная часть - на бумажном носителе. Были проблемы, которые нам удалось решить. В частности, был поставлен вопрос сложности декларации в том, что он состоит из нескольких страниц - мы ее оптимизировали до двух страниц. Мы в течение этого времени- до пилота, мы на портале электронного правительства реализовали в тестовом режиме возможность предзаполнения проверки данных, провели большую работу с государственными органами по актуализации данных. Колл-центр, вот, запустили. Но ряд вопросов требует более длительного периода для их решения.
Что мы выявили?
Электронное декларирование является наиболее эффективным с точки зрения минимизации затрат и с точки зрения удобства, но не везде есть возможность доступа к сети Инернет. В рамках госпрограммы Цифровой Казахстан есть конкретные сроки, когда в село подойдет хорошего качества интернет, соответственно, этот аспект будет учитываться при принятии решений по этапности введения всеобщего декларирования. У нас все еще наблюдается низкая финансовая грамотность населения в сельской местности. Более 80% респондентов не смогли заполнить декларацию самостоятельно. Отсутствие доступа к сети интернет в отдаленных населенных пунктах, неактуальная база данных уполномоченных органов - по имуществу, земле, транспортным средствам, а также отсутствие сведений о наличии активов граждан РК за пределами страны – это ключевые проблемные моменты для устранения на местах. Кстати, эти проблемы характерны для всех регионов Казахстана.
-
Будут ли внесены нормативно-правовые акты и документы будут внесены изменения в связи с предстоящим всеобщим декларированием доходов и имущества?
- Да, изменения будут внесены и при этом итоги каждого этапа будут анализироваться, выявляться проблемы и приниматься меры по совершенствованию методологии и информационных систем. К слову, мы хотим посмотреть - как будет выглядеть декларация, процедура заполнения и сдачи декларации физлицами, можно, воспользовавшись сервисом на портале «Электронного правительства» (Е-gov.kz).
-
Где и как казахстанцы могут почерпнуть всю полноту информации о всеобщем декларировании?
-
На платформе Единого республиканского контакт-центра Е-gov 1414 будет создан контакт-центр по налоговым и таможенным вопросам с переадресацией звонков на все подразделения Комитета госдоходов. Вся информация по всеобщему декларированию размещена на интернет-ресурсе Комитета kgd.gov.kz.
-
Руслан Сатбекович, каких результатов ждете от всеобщего декларирования?
-
Всеобщее декларирование применяется во многих странах мира, к примеру, в США, Германии, Франции, Швеции, Финляндии, Австралии, Сингапур и других странах. Мировая практика доказывает, что применение всеобщего декларирования, способствует расширению налоговой базы и росту поступлений в государственный бюджет. Это позволяет государству больше инвестировать в развитие страны и решение социальных проектов.
Не нужно бояться всеобщего декларирования. Напротив, переход к всеобщему декларированию является позитивным аспектом для добросовестных налогоплательщиков и лиц, нуждающихся в социальной поддержке.
-
Какой, конкретно, опыт мы хотим перенять у других стран?
-
Для облегчения процедуры представления деклараций во многих странах, например, Чили, Финляндии применяется предварительное заполнение. Это означает, что налоговый орган на основе имеющихся сведений в базах данных заполняет декларацию и направляет ее для утверждения налогоплательщику. Налогоплательщик в случае несогласия имеет право корректировать эти сведения. Также зарубежная практика всеобщего декларирования при определении налоговых обязательств физических лиц предусматривает возможность применения социальных вычетов при составлении декларации, таких как расходы на медицинское обслуживание, обучение, ипотеку. В международной практике всеобщее декларирование является не только фискальным инструментом, но и позволяет определять социально уязвимые слои населения и взвешенно выстраивать политику государственной поддержки.
-
Спасибо за беседу.
Автор: Гульмира Сарбасова