Закон «О кинематографии» - первый закон в области культуры, который выводит сферу кинематографии в отдельную самостоятельную отрасль. О новом законе рассказала вице-министр культуры и спорта Республики Казахстан Актоты Райымкулова.

«Это сложный и непростой Закон, который кардинально изменит все действующие механизмы дальнейшего развития национального кино и направлен на решение трех основных задач: первое - поддержка производства национальных фильмов; второе – обеспечение широкого проката национального кино; третье – выход казахстанского кино на международный рынок, в том числе за счет совместного кинопроизводства и создания ко-продукции с ведущими кинокомпаниями мира», - сказала Актоты Райымкулова в Службе центральных коммуникаций.

При разработке Закона было изучено самое передовое законодательство и лучший опыт ведущих стран кинопроизводителей, таких как США, Франция, Германия, Китай, Новая Зеландия, Великобритания, Канада, Россия, Корея, Румыния и др.

Актоты Райымкулова обозначила основные и концептуальные нормы законопроекта.

«Одной из важнейших составляющих проекта Закона является создание при Правительстве Республики Казахстан Фонда поддержки национального кино в форме некоммерческого акционерного общества. Деятельность данной организации будет направлена, прежде всего, на аккумулирование и распределение бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых на кинопроизводство, прокат, показ и дальнейшее продвижение национальных фильмов», - подчеркнула вице-министр.

Предлагается введение новой модели государственного финансирования национального кино.

«Новая схема финансирования имеет четкую градацию фильмов по объемам их финансирования. Так, социально-значимые фильмы будут финансироваться в полном объеме до 100 процентов сметной стоимости. В первую очередь, это детские фильмы, социальное кино, анимация, дебютные картины. Фильмы совместного производства или ко-продукция будут финансироваться в пределах, предусмотренных соответствующими соглашениями о их производстве с зарубежными кинокомпаниями. Все остальные, так называемые массовые, коммерческие фильмы будут финансироваться частично от 10% до 70% на условиях привлечения инвесторов и частных капиталов. При рассмотрении заявок одним из критериев отбора кинопроекта будет его финансовая обеспеченность со стороны производителя», - пояснила спикер.

Актоты Райымкулова подчеркнула, что в рамках законопроекта предусмотрена возвратность затраченных государством средств.

«В соответствии с предложенными нормами, лица, получившие финансовую господдержку на производство социально-значимых фильмов до 100%, будут обязаны осуществлять отчисления в Фонд поддержки кино с доходов от проката в объеме 20%.

Остальные получатели будут возвращать финансовые средства в объеме соразмерном процентному соотношению финансовой поддержки. Все возвратные средства будут направлены Фондом на производство новых проектов, что позволит снимать большее количество картин. Конкретный алгоритм возвратности будет утвержден подзаконным актом», - считают разработчики.

Создание Единой информационной системы учета проката фильмов позволит формировать объективную картину на кинорынке и видеть реальные результаты кинопроизводственной и кинопрокатной деятельности.

«Создание информсистемы откроет отсутствующие сегодня возможности для систематизации производства, проката, позволит отслеживать полную историю продвижения фильмов, выявлять успешные или неудачные проекты, применять опыт при производстве новых картин», - рассказала спикер.

Особое внимание в законопроекте уделено дублированию фильмов на казахский язык для их дальнейшего проката в кинотеатрах. Более 300 иностранных фильмов будут продублированы на казахский язык и выйдут на экраны кинотеатров.

Отдельное внимание в законопроекте отведено вопросам работы Госфильмофонда - обеспечению сохранности, оцифровке и продвижению киноколлекций.

«Сегодня за рубежом растет популярность советских картин, хроники, которых у нас также предостаточно. Поэтому нам необходимо не только обеспечивать сохранность кинофондов, но и работать на получение доходов», - убеждены в МИК.