По его словам, поскольку основная задача членов общественных советов - представлять интересы гражданского общества при принятии решений, их функционал не просто обозначен, а законодательно прописан, имеет нормативно-правовую силу, достаточно обширен - анализ бюджетов на стадии планирования, исполнения, отчётности – люди, которые вошли в общественные советы могут ставить перед руководством исполнительных органов власти практически любые вопросы, которые отнесены к их компетенции. И руководители этих органов по закону обязаны принимать их во внимание и рассматривать. Но…


«Есть ряд больших проблем с деятельностью общественных советов. В первую очередь, это сам состав членов общественных советов: было очень много нареканий от общественников, что руководители стремятся подобрать и повлиять на тот состав, чтобы он был наиболее комфортен и некомфортных людей, которые могут ставить неудобные вопросы, по их словам, стараются туда не включать. Этот аспект внимательно, очень много обсуждался на республиканском уровне. В итоге, Министерство общественного развития стало разработчиком законопроекта о внесении изменений и дополнений в закон, который позволяет сделать выборы в состав общественных советов более независимым от желания и роли первых руководителей. Второй вопрос, который я бы назвал, не очень высокая активность значительной части общественных советов в поднятии вопросов. С одной стороны, это возможно из-за самой неактивности общественных советов и с другой стороны – возможно, нехватка освещения их деятельности. В рамках этого мы приветствуем инициативу МИОР по созданию единого портала qazkenes. kz, как единую площадку по предоставлению информации о деятельности всех общественных советов», - заявил эксперт. 


Он выразил уверенность, что эта инфоплащадка станет отправной точкой в вопросе популяризации общественных советов и их деятельности. Нужно только дать доступ наблюдателям.

«Надеемся, в ближайшее время этот портал начнёт свою работу и, соответственно, позволит широкому кругу общественности, в первую очередь, журналистов, иметь доступ к протоколам заседания, вопросам, которые рассматриваются на различных уровнях. Потребуется какое-то время для того, чтобы и общественность, и СМИ, стали этим пользоваться, чтобы портал стал важным надёжным источником информации для наблюдателей. Но, вместе с тем, наполнение этого портала целиком и полностью будет зависеть от самой активности секретарей общественных советов, их членов. Мне кажется, как следующий этап развития института, важно проводить, как минимум, ежегодно, если не ежеквартально, большие совещания, тренинги, которые охватывали бы всю республику, а не только самые активные. Сейчас мы видим визуальный дисбаланс с тем, что есть гиперактивные общественные советы, например, Алматы, которые зачастую гораздо более слышен и виден в решении вопросов алматинцев, нежели даже маслихат иногда, Караганда и так далее…  С другой стороны, есть какие-то области, или министерства, о деятельности которых даже в поисковой строке не найдёте ни одного информационного повода. Поэтому большой вызов стоит перед этим институтом, который по поручению Главы государства нашёл своё очень серьёзное законодательное обеспечение - это повышение их прозрачности, подотчётности и открытости. И, если есть какие-то не работающие, не продуктивные, то, наверное, перед руководством этого министерства или акимата, ставить вопрос о его замене», - предложил спикер.