«Наследники цивилизации Великой степи, казахи, стали преемниками и продолжателями славных традиций саков, хунну, тюрков. И всегда с особым трепетом они относились к сохранению своей родной земли, доставшейся от предков. «Граница сего народа, со времён взятия Сибири и по совершённом покорении татар - от реки Ишим, где ныне город Ишим, на реке Тобол, где город Курган, и на реке Тар, где город Тара» - утверждал И. Андреев в своём «Описании Средней Орды киргиз-кайсаков», изданном в 1795-96 годах. Описывая просторы казахских степей, известный немецкий тюрколог и этнограф В. Радлов в середине 19 века писал следующее: «На протяжении нескольких столетий стечение весьма счастливых обстоятельств позволяло ордам казак-киргизов совершенно свободно и неограниченно передвигаться по широкой степи от Балхашской низменности до реки Урал и от речных систем Сырдарьи и Шу до Среднего Тобола, Ишима и Иртыша». Наступление колониальной эпохи, потеря независимости и угроза потери родной земли вызывала в казахском обществе шок и сопротивление, часто вооружённое. Тысячи казахов сложили голову в борьбе за свободу, имена Сырыма, Исатая, Махамбета, Саржана и Кенесары навсегда вписаны в коллективную историческую память народа. Модернизация общественного сознания, вызванная деятельностью Абая, его учеников и последователей, привела к новому пониманию такого феномена как национальная территория.

Теоретическим и практическим обоснованием этого понятия занялась молодая казахская интеллигенция, объединённая идеями Алаш. Юридическое выражение - это понятие нашло в решениях общеказахского съезда в декабре 1917 года. Именно тогда была закреплена территория Республики Алаш, включающая земли Букеевской Орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Сырдарьинской областей, казахских уездов Самаркандской, Ферганской и Закаспийской области, Амударьинского отдела, казахских волостей Алтайской губернии. Именно это понимание легло в основу северной границы Советского Казахстана после ликвидации Автономии Алаш. На заседании специальной комиссии Казреввоенсовета в августе 1920 года было подготовлено соглашение о месте прохождения казахской границы. Это соглашение было взято в основу декрета от 26 августа 1920 года «О создании Казахской автономной республики», за подписями Ленина и Калинина.

Тем не менее, в советский период партийная верхушка постоянно пыталась подвергнуть ревизии сложившиеся границы национальных республик, включая Казахстан. Она была движима сугубо меркантильными интересами, игнорировала национальный суверенитет, прописанный в конституционных нормах. Лишь самоотверженная борьба за казахскую землю таких сынов народа, как Жумабай Шаяхметов, Жумабек Ташенев, Шахмардан Есенов позволила Казахстану сохранить свою территорию.

И лишь с приобретением Независимости появилась возможность раз и навсегда поставить точку в юридическом закреплении границы Казахстана. Нерешённость территориальных вопросов могла стать угрозой молодому государству, что побудило Нурсултана Назарбаева достичь взаимоприемлемого компромисса относительно пограничных вопросов, как с соседями по Центральной Азии, так и крупными региональными игроками в лице России и Китая. Стремясь оставить в наследство будущим поколениям страну, свободную от нерешённых территориальных проблем, Елбасы применил всё свое искусство дипломата. Именно благодаря политической дальновидности Первого Президента в начале XXI века Казахстан снял с повестки дня вопрос о делимитации государственных границ. «Теперь наш общий долг - оставаться верными наследию наших предков, защитить нашу огромную землю, передать её будущим поколениям», - сказал Елбасы.

Елбасы поручает реализацию принципов «Семь столпов государственности» непосредственно молодёжи. Поскольку будущее нашей страны в руках молодых, сохранение и защита нашей Независимости, закреплённой в этих принципах, зависит от нашей упорной работы. Если мы будем поддерживать нашу молодёжь, если наша молодёжь будет вносить свой вклад в развитие нашей страны, все предложенные принципы «Семь столпов государственности» будут реализованы на 100%», - выразил уверенность профессор.


По его словам, сохранение единства и мира, уважение к нашей истории, защита нашей земли, приумножение семейных ценностей, глубокое знание нашей культуры, рост духовного просвещения, образование, развитие нашей конкурентоспособности могут быть призваны стать основой системы национальных ценностей.