«По этой модели прокурор даёт согласие на основные решения следствия. Среди них признание лица подозреваемым, квалификация его деяния, прерывание сроков, прекращение уголовного дела и другие. Следственные решения не имеют юридической силы, если они не одобрены прокурором. В Уголовно-процессуальном кодексе чётко прописаны сроки дачи согласия и все его процедурные моменты. Процесс согласования перевели в онлайн-формат через электронную систему «Единый реестр досудебных расследований». Следователь на этой базе готовит постановление, которое одним кликом сразу попадает прокурору. Если решение законно, прокурор согласовывает цифровой подписью и оно тут же возвращается обратно следователю», - сказал спикер.
С момента внедрения новой модели через фильтр прокуроров прошло более 500 тысяч решений. В результате, качество следствия улучшается, меньше допускается ошибок.
«Качество расследований улучшилось, а количество незаконных решений сократилось. Приступили к следующему этапу трёхзвенной модели. Прокурорами составлены и направлены в суд обвинительные акты по 191 особо тяжким преступлениям. Теперь, по окончании расследования, прокуроры вновь проведут полный анализ всех материалов дела. По результатам анализа подготавливают обвинительный акт и направляют дело в суд, либо возвращают следователю на пересмотр, либо прекращают дело вообще. Такой подход усиливает механизм независимой правовой оценки прокурором доказательств и персонализирует его ответственность за предание обвиняемого суду. То есть, это ещё один фильтр, который пресекает ошибки и необоснованное обвинение», - сказал заместитель генпрокурора.
С 2023 года охватят все уголовные дела о коррупционных преступлениях, а с 2024 года – все остальные уголовные дела предварительного следствия.