Основной целью Законопроекта является развитие страхового рынка и рынка ценных бумаг путем внедрения новых продуктов, дальнейшей цифровизации услуг, повышения качества защиты прав потребителей и инвесторов, приведение действующего законодательства в соответствие с наилучшими международными практиками.

Законопроект предусматривает внесение изменений в 5 кодексов и 35 законов.

 

Первый блок Законопроекта направлен на дальнейшее комплексное развитие страхового сектора.

В настоящее время Страховой сектор демонстрирует стабильный рост страховых премий и высокую финансовую устойчивость. Активы страхового рынка выросли на 74% за последние три года и составляют по состоянию на май т.г. 1,9 трлн тенге или 2,2% от ВВП.

 Однако, основным вызовом остается повышение охвата населения и бизнеса страховыми услугами. Для решения этой задачи законопроектом предусматривается:

Во-первых, для дальнейшего развития накопительного страхования, законопроектом предлагается внедрить новые социально важные продукты страхования жизни: накопительное страхование жизни в рамках Государственной образовательной накопительной системы и совместный (супружеский) пенсионный аннуитет.

Накопительный продукт страхования жизни в рамках ГОНС, в отличие от банковского депозита, предоставляет возможность не только накопить средства на оплату обучения, но и дает дополнительно страховую защиту. В случае наступления страхового случая для страхователя, страховая компания будет гарантировать полную оплату стоимости обучения ребенка вне зависимости от накопленной суммы.

Второй продукт – это совместный (супружеский) пенсионный аннуитет. Совместный аннуитет позволит объединить пенсионные накопления супружеской пары или близких родственников для покупки пенсионного аннуитета. Если у одного супруга недостаточно пенсионных накоплений для покупки пенсионного аннуитета, а у второго имеется излишек, то совместный пенсионный аннуитет позволит им обоим получать пожизненные выплаты.

Второе направление законопроекта — это повышение доступности страховых услуг путем дальнейшей цифровизации страховой отрасли.

С начала 2019 года договоры обязательного автострахования заключаются в онлайн режиме в электронной форме. Следующим этапом цифровизации является внедрение онлайн-урегулирования страхового случая.

Предлагается ввести упрощенный порядок урегулирования страхового случая по автострахованию с использованием мобильного приложения. Такой порядок позволит обеспечить оперативное получение страховых выплат по дорожно- транспортным происшествиям, без участия полиции и обращения в суд.

Важным новшеством законопроекта является внедрение механизма гибкой тарификации по обязательному автострахованию. Действующие страховые тарифы установлены законодательно в 2007 году, и с того момента не обновлялись. Переход к гибкой системе тарификации позволит автоматически обновлять и актуализировать страховые тарифы с учетом фактической аварийности в разрезе регионов Казахстана.

В-третьих, законопроектом расширяется перечень гарантируемых классов страхования в целях повышения доверия к сектору. Гарантия Фонда гарантирования страховых выплат будет распространяться на все обязательные и социально значимые классы страхования, включая совместные пенсионные аннуитеты и страхование жизни в рамках ГОНС. Сейчас гарантия Фонда охватывает только 5 видов страхования.

Следующее направление — это повышение качества защиты прав потребителей страховых услуг. Для этого законопроектом предусматривается введение обязательного урегулирования страховым омбудсманом разногласий клиентов со страховой организацией до обращения в суд. Будут повышены требования к квалификации страхового омбудсмана и установлены минимальные требования к персоналу его офиса.

 

Второй блок законодательных инициатив направлен на дальнейшее развитие казахстанского фондового рынка.

На фондовом рынке наблюдается значительный прирост розничных инвесторов, число которых увеличилось с 2021 года в 2,5 раза и составило 329 тысяч человек.

На сегодня особо актуальными являются инициативы по усилению защиты прав и интересов инвесторов – физических лиц.

Законопроект предусматривает, что лицензируемые брокеры и дилеры смогут оказывать услуги инвестиционного консультирования и посредничества на рынке.

Вводится требование для казахстанских брокеров об обязательной оценке инвестиционного профиля клиента. Профиль будет определяться в зависимости от уровня его знаний, опыта и объема имеющихся средств. По итогам будет рекомендован перечень предлагаемых финансовых инструментов с точки зрения возможных рисков.

Другой важной инициативой в вопросе защиты прав инвесторов на фондовом рынке        является совершенствование системы корпоративного управления в казахстанских компаниях. Уточняется порядок определения справедливой стоимости акций при их выкупе мажоритарным акционером, порядок проведения дробления акций, а также вводится защита активов клиентов брокеров и управляющих инвестиционным портфелем от наложения арестов и взысканий по долгам последних.

Второе. В рамках исполнения поручения Главы государства по расширению рынка «зеленых инвестиций» предусматриваются инициативы, направленные на закрепление на законодательном уровне возможности выпуска инструментов устойчивого развития в соответствии с рекомендациями Международной ассоциации рынков капитала.

Третье. Предусмотрена дальнейшая цифровизация фондового рынка. Будет обеспечен полный переход процесса выпуска ценных бумаг в единый цифровой формат.

Четвертое. Значительное место в законопроекте занимает блок поправок, направленный на создание эффективной системы хеджирования рисков казахстанских компаний. В соответствии с положениями модельного закона Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA) вводятся понятия «генеральное финансовое соглашение», «обеспечительная плата» и «ликвидационный неттинг». Это повысит привлекательность финансовых инструментов казахстанских эмитентов для международных инвесторов и придаст импульс развитию рынка производных финансовых инструментов.

Пятое. В целях оптимизации подходов к регулированию и надзору профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельность которых не характеризуется повышенными рисками, законопроектом предусматривается внедрение пропорционального  регулирования участников.

Регулирование предполагает  установление дифференцированных требований в зависимости от их системной значимости и масштабов деятельности.

 

Третий блок поправок Законопроекта предусматривает совершенствование банковской деятельности.

Во-первых. Для упрощения процесса согласования руководящих работников банков и банковских холдингов предусмотрена выдача комплексного предварительного согласия регулятора. В случае перехода руководящего работника на аналогичную должность в другую организацию ему не потребуется получение повторного согласия. Вместе с тем, будут повышены квалификационные требования к руководящим работникам, в том числе увеличение общего стажа работы кандидатов, включая стаж работы на руководящей должности.

Во-вторых. Законопроект предусматривает новый механизм конвертации крупных микрофинансовых организаций в банки без сдачи лицензии. На рынке микрофинансирования уже присутствуют крупные участники, размеры которых сопоставимы со средними банками. Поэтому имеется объективная необходимость создания условий для дальнейшего масштабирования бизнеса крупных микрофинансовых организаций путем их конвертации в банки. Все требования к получению банковской лицензии, включая минимальный уставной капитал в размере 10 млрд тенге, должны быть выполнены. Микрофинансовая организация продолжит свою деятельность по кредитованию бизнеса до момента получения банковской лицензии.

В-третьих. Расширяется возможность инвестирования для банков второго уровня и банковских холдингов в нефинансовые организации. Например, в финтех-компании. Однако, размер данных инвестиций будет ограничен на уровне нормативного правового акта уполномоченного органа.

В-четвертых. Для адекватной оценки долговой нагрузки заемщиков предлагается сократить срок предоставления информации в Кредитное бюро о выданных займах с 15 до 1 рабочего дня. В указанный срок будет передаваться перечень сведений, необходимых для отражения информации о факте выдачи заемщику кредита, а также его идентификации. Реализация поправок позволит не допустить выдачу займов уже закредитованным лицам.

В-пятых. В рамках действующей редакции Закона о микрофинансовой деятельности предусмотрены особые условия выдачи физическому лицу микрокредита на сумму до 50 МРП и на срок до 45 дней. Например, ограничено предельное значение вознаграждения по микрокредиту и размер неустойки.

Для сокращения долговой нагрузки заемщиков микрофинансовых организаций Законопроектом предлагается ограничить долговую нагрузку заемщиков путем сокращения размера переплаты по микрокредиту в два раза – со 100% до 50% от суммы микрокредита.

Законопроект в целом позволит обеспечить динамичный рост страхового и фондового рынков для развития экономики и повышения благосостояния граждан.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из средств государственного бюджета