ПЯТОЕ. Обеспечение энергетической безопасности
Несмотря на проведенную модернизацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов, в стране ежегодно возникает дефицит нефтепродуктов.
По моему поручению проведена проверка их деятельности.
Так, за 2020-2021 годы зафиксировано 410 фактов внепланового простоя (на Атырауском НПЗ – 372 (!), Павлодарском – 14, Шымкентском – 24).
Текущая процессинговая схема переработки нефти позволяла неэффективным посредникам получать основную долю доходов, тогда как заводы оставались недофинансированными.
Было принято решение перейти на комбинированную схему, которая предусматривает осуществление маркетинга нефтепродуктов нефтедобывающими компаниями и самими НПЗ.
Это позволит им увеличить доходы, которые можно направить на модернизацию производства и повышение заработных плат.
Далее. Эффективность национальных компаний – это по-прежнему серьезная проблема.
Сохраняется большой объем административных расходов в национальных и квазигосударственных компаниях.
Это недоработка руководства «Самрук-Казына». Многое сделано, но дел еще непочатый край.
Нужно пересмотреть базовые нормативы положенности для обеспечения нормального функционирования Фонда.
Сохраняет свою актуальность задача перезагрузки его деятельности.
Вместо выстраивания эффективной операционной среды и корпоративного управления «Самрук-Казына» по-прежнему напрямую вмешивается в операционную и закупочную деятельность, кадровую политику портфельных компаний.
Тогда о каком корпоративном управлении, о каком IPO можно говорить в данном случае?
Поручаю АСПИР совместно с Правительством и Фондом подготовить конкретные предложения по дальнейшей реформе квазигосударственного сектора.
Следующее. По оценкам экспертов, осенью в стране может возникнуть дефицит дизельного топлива (100 тысяч тонн).
Эта ситуация складывается из года в год, и всякий раз во время уборочных работ.
Основной аргумент Правительства – вымывание топлива с нашего рынка транзитным транспортом и жителями приграничных регионов соседних стран.
Но проблема несколько глубже – существуют организованные, налаженные годами схемы по вывозу отечественных нефтепродуктов в близлежащие государства.
АФМ нужно разобраться с этим вопросом. Представьте мне информацию, кто конкретно этим занимается. Затем примем окончательное решение.
Также поручаю Правительству, Агентству по защите конкуренции выработать дифференцированные цены на нефтепродукты для транзитного транспорта и по периметру границы.
Это снизит ценовой диспаритет с соседними странами и не отразится в целом на ценах для наших граждан.
Ключевую роль в экономическом и социальном благополучии Казахстана играет газовая отрасль.
За счет введения новых промышленных объектов и газификации страны потребление газа на внутреннем рынке ежегодно увеличивается.
За последние 10 лет объемы потребления газа на внутреннем рынке выросли более чем в два раза – с 9 до 19 миллиардов кубических метров.
Дефицит газа в стране прогнозируется уже в следующем году.
При этом нужно понимать, что переориентация газа с экспортного на внутренний рынок – вынужденный шаг, который ведет к потере валютной выручки и ухудшению торгового баланса.
Поэтому для решения данной проблемы необходимы системные меры, в том числе по увеличению ресурсной базы и переработки газа.
Только нарастив добычу и переработку газа, государство сможет получать экспортную прибыль и в полной мере обеспечивать внутренние нужды.
Поэтому для новых проектов по добыче газа следует проработать фискальные преференции.
Правительство также должно четко распределить функции между соответствующими национальными компаниями.
Мы были вынуждены до конца текущего года продлить ценовое регулирование на розничную реализацию сжиженного нефтяного газа.
Однако искусственное сдерживание цен в будущем может привести к дефициту. Это закон рынка.
Поэтому Правительству необходимо принять меры по запуску торгов, не допустив при этом ценовых перекосов.
Как вам известно, в июне завершился мораторий на повышение тарифов на энергию.
С учетом высокого износа оборудования и необходимости подготовки к отопительному сезону приходится ожидать повышения тарифов.
К этому вопросу следует подойти взвешенно, не допустив резкого скачка и исключив любую избыточную маржинальность компаний.