Шестое. Развитие автодорожной инфраструктуры

Неделю назад мы провели специальное совещание по вопросам развития транспортно-транзитного потенциала страны. Сегодня хочу особо остановиться на проблемах в сфере автодорожной инфраструктуры. В этом году будут проведены различные ремонтные работы на более чем 11 тысячах километров дорог. На это выделено более 600 миллиардов тенге. Ремонтные работы нельзя затягивать. Необходимо жестко контролировать ход реализации проектов. Особое внимание следует уделить качеству дороги. Ни для кого не секрет, что дороги страны плохие и коррупция в сфере дорожного строительства. Даже сама дорога в Акорду, не говоря уже о другом месте, напоминала лоскутное одеяло. В целом, в этой сфере накопилось много проблем. Ежегодно тендер выигрывает только одна компания. Уже десятки лет повторяется такая ситуация. Чтобы привести все это в порядок, нужно срочно принять меры. Прошло полгода. На 44% средств, выделенных на ремонт дорог, итоги госзакупок не подведены (464 млрд. долл. 263 млрд. тенге. по итогам государственных закупок). Эта работа идет очень медленно в Павлодарской (17%), Мангистауской (24%) и Западно-Казахстанской (27%) областях.

Следующий вопрос. В Казахстане есть все необходимые материалы для строительства дорог. Но потенциал отечественного производства используется не в полной мере. Это даже можно назвать самодельным дефицитом. Например, в стране три завода по производству битума. Тем не менее, не хватает 200 тысяч тонн битума. Когда строительство идет полным ходом, его цена удорожает в три раза (то есть с 90 тыс. до 250 тыс. тенге за тонну). Поручаю правительству тщательно проанализировать ход добычи и потребления ресурсов, необходимых для дорожного строительства.

На ее основе необходимо открыть новые предприятия по производству строительных материалов. Надо модернизировать действующие объекты.

Еще один важный вопрос-проведение конкурса по государственным закупкам. С 2019 года в автодорожной отрасли заключены государственные контракты на сумму 1,5 триллиона тенге. 40% из них выиграли компании с иностранным участием. Мы оказываем поддержку нашим зарубежным партнерам. Рынок для них всегда открыт. Но наши отечественные компании не принимают активного участия. Правительство должно создать конкурентную среду для местных предприятий. У некоторых крупных компаний недостаточно трудовых и материальных ресурсов. Тем не менее, они выигрывают тендер и сдают работу подрядчику. Такая ситуация повторяется в году. Есть даже сведения, что 100 процентов работ было поручено другому подрядчику. К примеру, ремонт автодороги Караганда–Балхаш (363 км) продолжается с 2019 года. Общая стоимость данного проекта-248 миллиардов тенге. Генподрядчик передал эту работу другой компании. А эта компания всю работу вложила в субподрядчик. Даже удержали надбавку в размере 22 процентов.

Еще один актуальный вопрос-привести в порядок современное сервисное дело на дороге. Сейчас в стране насчитывается 1600 таких объектов. Только 68 процентов из них соответствуют национальным стандартам. Очень плохая ситуация в Туркестанской, Карагандинской и Мангистауской областях, что очень важно с точки зрения транзита.

С текущего года бизнес компенсируется 10% от стоимости объекта, подъезд к ним строится за счет бюджета. Внесено субсидирование на содержание санитарных узлов. Для бизнеса созданы все условия, теперь акимам на местах необходимо организовать качественную работу.

Следующий вопрос касается автодорожной отрасли. Пришло время провести кардинальную реформу отрасли. Сейчас есть два основных оператора, которые следят за состоянием дорог в стране и оказывают услуги. Если говорить о том, что они оба выполняют одну и ту же работу, то количество работников также превышает необходимое. Тем не менее, обоснованных жалоб от граждан не уменьшается, а качество дорог вообще не подвергается критике. Поручаю правительству объединить «КазАвтоЖол» и «Казахавтодор» и создать единую автодорожную компанию Казахстана. В результате количество сотрудников также будет сокращено. В целом, эту отрасль необходимо реконструировать комплексно. Целесообразно внедрить международные принципы FIDIC. Им пользуются более ста стран. Эта система позволит эффективно управлять дорожной отраслью, рационально использовать бюджетные средства и снизить риск коррупции на всех уровнях. Многие будут против такой системы. Здесь нужна твердая позиция министра и соответствующего вице-премьера. В целом по данному вопросу необходимо создать специальную комиссию. В него следует включить членов правительства, представителей Администрации Президента, правоохранительных органов, депутатов. В течение полугода мне необходимо подготовить и изложить предложения, направленные на исправление всех недостатков, в том числе коррупции и упущений.

Эта комиссия должна тщательно расследовать все нарушения, которые были допущены в прошлом, как минимум, за 10 лет, в строительстве дорог в нашей стране. Всех виновных в плохом качестве дорог следует привлечь к ответственности согласно закону.