Так, в первую очередь, он ответил касательно запуска национальной товаропроводящей системы. Б. Султанов подтвердил, что реализация проекта затянулась по ряду субъективных и объективных причин.
В частности, изменившиеся в январе-феврале условия финансирования проекта потребовали пересмотра уровня обязательства государства в рамках договора ГЧП с целью снижения нагрузки на бюджет. Также проведены переговоры с консорциумом по пересмотру инструментов финансирования и привлечения в него новых инвесторов.
«Учитывая замечания Главы государства, начата работа по пересмотру действующей модели создания Национальной товаропроводящей системы. Мы рассматриваем несколько альтернативных сценариев создания оптово-распределительных центров с привлечением заинтересованных инвесторов», — сказал глава Минторговли.
По его словам, соответствующие подходы будут презентованы Президенту в установленные сроки.
Далее министр торговли и интеграции доложил касательно усиления ответственности владельцев рынков. Так, в мае текущего года по поручению Главы государства Генпрокуратурой завершены проверки 122 рынков. Проверки выявили ряд системных проблем.
«Совместно с Генеральной прокуратурой, заинтересованными государственными и местными исполнительными органами разработаны законодательные нормы», — отметил Бахыт Султанов.
Нормы предусматривают меры дальнейшей модернизации деятельности рынков по следующим направлениям:
- наделение собственника рынка персональной ответственностью за организацию торговли;
- установление квалификационных и инфраструктурных требований к рынкам;
- создание информационной системы, которая позволит обеспечить конкурентный и свободный доступ отечественных товаропроизводителей к торговым площадям.
Данные нормы включены в законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации отдельных поручений Главы государства». Законопроект находится на рассмотрении Мажилиса Парламента.
Что касается эффективности инструмента «оборотной схемы», то, как сказал Б. Султанов, в новых реалиях пандемических и геополитических ограничений, связанных со значительным импортом инфляции и возникновением ажиотажного спроса, этот механизм показал свою действенность.
«Предоставление оборотного и инвестиционного финансирования непосредственно производителям осуществляется в ряде программ государства по поддержке бизнеса. Вместе с тем, задача «оборотной схемы» заключается в закреплении взаимных обязательств местных исполнительных органов, в лице социально-предпринимательской корпорации, торговых сетей, производителей и поставщиков СЗПТ, фиксирующих сроки, объемы и цены поставки продукции», — добавил он.
Заместитель Премьер-Министра — министр торговли и интеграции Б. Султанов привел несколько примеров. Так, в Карагандинской области в апреле т.г. были заключены договоры на поставку картофеля в объеме 2 709 тонн по фиксированным 85 тенге в розницу, в то время как коммерческая цена составляла 175 тенге. В результате в области сложилась самая низкая цена на картофель – 135 тенге.
Аналогичная работа проделана и по капусте. Налажены межрегиональные перетоки раннего урожая с Туркестанской области. По итогам наполнения рынка законтрактованной продукцией удалось снизить цену с 273 тенге до 124 тенге.
«Данная работа проведена по всем регионам. В связи с этим мы сейчас и наблюдаем постепенное снижение цены на продукт. Вместе с тем данный механизм справедливо подвергнут критике, поскольку требует доработки в части повышения эффективности реализации указанной задачи», — подчеркнул Б. Султанов.
Он добавил, что в настоящее время проводится доработка информационной системы, на основе которой проводятся селекторные совещания с МИО в офисе цифрового Правительства. Также планируется обеспечить максимальное информирование населения и бизнеса о реальных ценах, устанавливаемых участниками рынка.
«С другой стороны текущий объем финансирования «оборотной схемы» в общем товарообороте социально-значимых продуктов составляет всего лишь 4%. Поэтому она не может в достаточной мере влиять на рынок. В связи с этим по мере повышения прозрачности движения средств и повышения их эффективности объем финансирования будет постепенно увеличиваться», — сказал глава МТИ РК.
Касательно формирования баланса ключевых товаров. Министерством торговли и интеграции совместно с Министерством сельского хозяйства будет разработана единая информационная система формирования баланса ключевых товаров. Кроме того, лично министром торговли будет взята на контроль работа по разработке программы продовольственной безопасности.
«В этой программе будут пересмотрены подходы по субсидированию и предоставлению других мер поддержки отрасли в части закрепления встречных обязательств производителей по насыщению внутреннего рынка. Упор будет сделан на скорейшее возникновение конкретных и продуктивных производителей. Особое внимание будет уделено формированию самодостаточной отрасли производства и переработки сахарной свеклы и сахара», — заключил Б. Султанов.