«Лицензирование – это не единственный, но важный компонент системы обеспечения качества дошкольного образования. Мы также ведем работу по повышению квалификации педагогов, подготовке кадров, улучшению системы подушевого финансирования, совершенствованию программ детских садов и др. На сегодня лицензирование проходят все школы, колледжи и вузы страны. Кстати, за последние три года количество частных школ увеличилось в несколько раз. Это показывает, что лицензирование абсолютно не препятствует открытию частных школ, и квалификационные требования вполне выполнимы. Поэтому мы ведем работу для того, чтобы вновь внедрить эту процедуру на уровне дошкольных организаций. Добросовестным учредителям и владельцам детских садов нечего бояться. И мы не говорим о том, что все детские сады в стране единовременно должны пройти лицензирование. В первую очередь лицензии начнут получать только открываемые детские сады. На следующем этапе – дошкольные организации, входящие в зону риска, и далее поэтапно», – сказал Асхат Аймагамбетов.
Министр отметил, что большинство ассоциаций частных дошкольных организаций поддерживает лицензирование, поскольку никто не может отрицать наличие упущений и то, что процедура лицензирования поможет работать на опережение и предотвращать те нарушения, которые имеются сейчас. Сами учредители детских садов считают, что нужно быть максимально открытыми и ставить во главу угла интересы детей.
«Лицензионные требования будут адекватными. Никто не собирается придумывать сложные нормативы. Мы сами заинтересованы в том, чтобы дети были охвачены дошкольным образованием. Если детский сад будет соответствовать предъявляемым минимальным требованиям, а таких будет абсолютное большинство, то в очень короткие сроки посредством электронного документооборота он получит лицензию. В наших интересах обеспечить детей качественным дошкольным воспитанием и обучением», – сказал Министр просвещения.
Также Асхат Аймагамбетов рассказал о проекте «Комфортная школа», который реализуется по поручению Главы государства.
«Школы, построенные в рамках проекта, будут по всем параметрам соответствовать ГОСО. Есть потребность в кабинетах робототехники, физики, химии, биологии, значит, в школе будут эти кабинеты. Не секрет, что сегодня акиматы строят школы, вводят их в эксплуатацию, но, когда дело доходит до получения лицензии, становится ясно, что не хватает самого необходимого оборудования для образовательного процесса. Это все происходит из-за экономии и проектов, которые не полностью обеспечивают реализацию ГОСО. Взять, к примеру, спортивные залы. Сегодня строятся большие школы на 1200 мест, в две смены получается 2400 мест. Однако в них предусматривается только один спортивный зал. В соответствии с типовыми учебными планами в каждом классе должны проводиться по три часа физкультуры в неделю, и одного спортзала не хватает. Соответственно в одно и то же время в спортзале занимается сразу несколько классов. Понятно, что необходимо несколько спортивных залов. Почему сейчас многие родители стремятся отдать детей в новые школы, построенные по ГЧП? Просто потому, что они полностью оборудованы и соответствуют нормативам. И нам нужны такие школы», – сказал Асхат Аймагамбетов.
Министр добавил, что в рамках проекта «Комфортная школа» также будут рассмотрены вопросы о качестве строительных материалов и об обучении учащихся начальных и старших классов в отдельных блоках.
«В рамках проекта будут созданы дополнительные 800 тысяч ученических мест. Сегодня дефицит ученических мест составляет свыше 250 тысяч. Если мы не решим эту проблему сейчас, то к 2026 году общий дефицит достигнет 1 млн 200 тыс. В прошлом году в рамках поручения Президента мы построили 277 школ. В этом году мы планируем построить более 225 школ. Финансирование и строительство осуществляется акиматами», – сказал министр.
Асхат Аймагамбетов также рассказал о важности проекта «Читающая школа» и о трех последних прочитанных книгах.
«Очень важно читать книги. По работе я читаю различные аналитические материалы и специальную литературу. Кроме того, полезно читать художественную литературу. Если говорить о моих последних прочитанных книгах, то недавно прочитал книгу Мэтью Сайеда «Принцип «черного ящика». Также прочитал книгу гарвардского профессора Майкла Сэнделя «Тирания заслуг». Буквально недавно перечитал Ремарка «Ночь в Лиссабоне», где описываются события времен Второй мировой войны. Эту книгу я читал лет 10-15 назад.
Мы реализуем проект «Читающая школа», приобретаем художественную литературу для школьных библиотек, активно приобщаем детей к чтению, и мы будем продолжать эту работу», – поделился Асхат Аймагамбетов.