Как отметил глава МВД в своем докладе, на сегодня тема семейно-бытового насилия является одной из актуальных в обществе. Данная проблема является предметом пристального внимания и Главы государства.
Дан целый ряд поручений. В их числе:
- ужесточение наказания за бытовое насилие против женщин;
- укрепление профильных подразделений полиции;
- пересмотр подходов к организации работы с потерпевшими.
В результате проводимой работы отношение к данной проблеме в обществе значительно изменилось.
«Жертвы насилия стали активнее сообщать о таких фактах. Только в текущем году в полицию поступило 100 тыс. сигналов о бытовом насилии. Большинство из них приходятся на города Шымкент, Астана, Алматы, а также Карагандинскую, Павлодарскую и Костанайскую области. В то же время по 60% из них полиция не смогла принять меры, так как по приезду на место потерпевшие отказывались от подачи заявлений. А без этого, согласно действующему законодательству, полицейский не может привлечь правонарушителей к ответственности», — сказал в ходе доклада министр внутренних дел.
В итоге только за этот год совершено 668 преступлений на семейно-бытовой почве. Как пояснил глава ведомства, Министерством принимаются меры реагирования по каждому сигналу о бытовом насилии.
С начала года в отношении дебоширов составлено 35 тыс. административных протоколов.
Из них по решению суда:
- арестованы более 10 тыс. лиц,
- предупреждены – 8,5 тыс.,
- оштрафованы – 675.
Со слов министра, для обеспечения безопасности потерпевших вынесено 67 тыс. защитных предписаний.
«По ходатайству полиции судами установлены 10 тыс. особых требований к поведению правонарушителей, все они ставятся на профилактический учет. За нарушение установленных ограничений к адм. ответственности привлечены 7,5 тыс. «семейных тиранов», — сообщил Марат Ахметжанов.
В соответствии с установками Главы государства пересмотрены подходы к организации работы с потерпевшими. Введена специализация следователей-женщин для расследования таких преступлений.
«Особая роль отводится инспекторам по защите женщин от насилия. За счет внутренних резервов их численность была увеличена вдвое. Теперь такие должности введены в каждом районном отделении полиции», — подчеркнул глава МВД.
На сегодня министерство тесно сотрудничает с 50 неправительственными организациями. Помощь в социальной реабилитации жертв оказывают 57 кризисных центров.
С начала года полицией направлены в кризисные центры свыше 7,5 тыс. женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Из них более 2-х тыс. были размещены в приютах. Однако, как отметил М. Ахметжанов, количество таких центров недостаточно.
«К примеру, в Шымкенте в полицию поступило более 11 тыс. сообщений о фактах бытового насилия. Однако там действует всего один кризисный центр. Аналогично не дорабатывают в данном направлении Атырауская и Северо-Казахстанская области. А в областях Абай, Алматинской и Кызылординской они вообще отсутствуют», — доложил министр внутренних дел РК.
Вместе с тем министр подчеркнул, что местным исполнительным органам необходимо рассмотреть вопрос организации работы таких центров в регионах, а также увеличения госсоцзаказа на эти цели.
В то же время в МВД отмечают, одними силовыми мерами эту проблему не решить. Полиция принимает меры реагирования только на последствия бытового насилия. В основе их возникновения – социальные проблемы.
Такие как:
- социальная неустроенность;
- «пьянство», наркомания;
- психические заболевания;
- изоляция и закрытость семьи;
- увлечение азартными играми.
- маргинализация части общества;
- падение морально-нравственных устоев;
- ослабление института семьи, воспитания.
Как отметил глава ведомства, для их решения требуется консолидация усилий всех заинтересованных государственных органов, неправительственного сектора, общественности.
«Назрела необходимость изменения акцентов с репрессивной направленности на реабилитационную и психо-коррекционную работу не только с жертвами насилия, но и с правонарушителями», — подчеркнул Марат Ахметжанов в ходе доклада.
Вместе с тем глава МВД считает необходимым поручить министерству здравоохранения разработать алгоритм применения психо-коррекционных курсов, организовать подготовку соответствующих специалистов.
«Большинство преступлений в быту совершается в состоянии опьянения. Однако на сегодня не решен вопрос изоляции «пьяных дебоширов». По стране функционируют всего 35 Центров временной адаптации и детоксикации – в народе «медвытрезвители», на 778 койко-мест. Этого крайне мало. К примеру, в Усть-Каменогорске работает всего одно такое учреждение на 20 койко-мест. Полицейскими в них были доставлены 7 тыс. правонарушителей. Из них помещены 5 тысяч. Аналогично в Павлодаре – всего один вытрезвитель на 24 койко-места. В Кокчетаве его вообще нет. В целом по стране необходимо еще 32 таких учреждения на 594 койко-мест», — сообщил в ходе доклада Марат Ахметжанов.
Как отметил глава правоохранительного ведомства, существуют аналогичные проблемы с нехваткой койко-мест для принудительного лечения хронических «алкоголиков».
Со слов министра, всего по стране функционируют 20 специализированных наркологических учреждений принудительного лечения. При этом процедура направления в них граждан крайне бюрократизированная.
«Медицинские работники наркологических учреждений неохотно выносят соответствующие решения. В результате полицейские вынуждены заниматься этой работой, зачастую за счет собственных средств. Это оформление материалов в суды, сдача анализов, прохождение экспертизы правонарушителем и его доставление для госпитализации в медучреждения», — сказал М. Ахметжанов.
Судами рассмотрено 4 тыс. материалов о принудительном лечении. Ввиду обозначенных проблем из них госпитализированы только 72%. На сегодня имеется потребность в дополнительных 11 подобных медучреждений на 620 койко-мест.
«И последнее. Сейчас по стране насчитывается 6 800 неблагополучных семей, в которых проживает 10 тыс. детей. Это потенциальная зона риска, требующая особого внимания со стороны государства. Законом по вопросам защиты прав ребенка предусмотрена норма для местных исполнительных органов по ведению медико-социального учета. Однако до настоящего времени не разработаны Правила ведения медико-социального учета. В этой связи, предлагается определить Министерство труда и социальной защиты населения ответственным госорганом в этой сфере», — сказал министр внутренних дел.
Вместе с тем, по поручению Главы государства выработаны меры по усилению борьбы с бытовым насилием.
Первое, – законодательно перейти с заявительного на выявительный характер регистрации бытовых правонарушений.
По мнению главы МВД, это позволит полиции начинать административное производство без заявления потерпевших. Окончательная правовая оценка будет даваться судом.
Второе, – ужесточить требования к процедуре примирения сторон.
«Тем самым «дебошир» сможет примириться в суде только при первом совершении насилия, а при повторном данное право будет исключено», — отметил министр.
Третье, – усилить наказание по правонарушениям в семейно-бытовой сфере.
В этих целях Министерством предлагается увеличить срок адм. ареста по повторным правонарушениям с 20 до 25 суток.
Четвертое, – принятые на референдуме изменения в Конституцию дают возможность назначать общественные работы и на основании постановления суда.
«Нами предложено заменить предупреждение на общественные работы. Указанная перспектива наказания является достаточной мотивацией для нарушителя, чтобы не нарушать закон. В настоящее время Министерством юстиции прорабатывается вопрос законодательной регламентации общественных работ», — сообщил М. Ахметжанов.
Пятое, – в Уголовный кодекс ввести квалифицирующий признак в отношении лица, состоящего в семейно-бытовых отношениях по наиболее распространенным преступлениям.
30 сентября т.г. на заседании Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при Правительстве рассмотрены и одобрены данные подходы.
«Вместе с тем, это только законодательные инициативы. Полагаю, только совместными усилиями уполномоченных органов, неправительственных организаций и изменению отношения общества – возможно улучшить обстановку в этой сфере», — резюмировал министр внутренних дел Марат Ахметжанов.
На заседании Правительства с докладом выступил министр информации и общественного развития Дархан Кыдырали.
Как отметил глава МИОР, «Семья – это наша ценность». В целом, Министерство по данному направлению ведет работу по трем направлениям.
Во-первых, ежегодно проводятся углубленные аналитические и социологические исследования в области семейной политики. Разрабатываются и публикуются национальные доклады. Разрабатываются рекомендации для центральных и местных государственных органов и заинтересованных организаций.
Из исследований следует, в 2021 году в социологическом исследовании основной причиной насилия в семье респонденты отметили проблемы социально-экономического характера: безработица – 55,9%, 52,8% – наличие вредных привычек (алкоголизм, наркомания, игромания), 25,4% – примеры морально-психологического, физического насилия в семье.
Во-вторых, со слов министра, с начала года в рамках информационного заказа в республиканских и региональных СМИ на тему: «Укрепление института семьи» размещено 4 042 материала, из них в эфире телеканалов – 990 сюжетов, на страницах печатных СМИ – 1699 материалов, на интернет- ресурсах размещено – 1353 материала.
Третье, в соответствии с Планом действий реализации Концепции семейной и гендерной политики до 2030 года, а также по пункту 17 Дорожной карты Предвыборной программы партии «Amanat» до 2025 года совместно с местными исполнительными органами выстраивается координация работы по созданию Центров поддержки семьи.
«В настоящее время в регионах функционируют 46 Центров поддержки семьи. 36 из них действуют при управлениях социальной защиты населения. Все центры финансируются за счет средств местного бюджета», — отметил в ходе доклада глава МИОР.
Центры предоставляют комплекс консультационных услуг: оказывают психологическую, социальную и юридическую помощь, а также всестороннюю поддержку, направленную на укрепление института семьи.
С начала текущего года услуги центров получили более 90 тыс. человек.
«На состоявшемся заседании межведомственной комиссии от 30 сентября по профилактике правонарушений при Правительстве определение уполномоченного органа в этой сфере возложено на Министерство национальной экономики», — резюмировал министр информации и общественного развития Дархан Кыдырали.
На заседании Правительства, прошедшем под председательством Премьер-Министра, с докладом по теме выступила министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова.
Как отметила глава МТСЗН, специальные социальные услуги жертвам бытового насилия по стране оказываются 41 кризисными центрами, 14 из которых – государственные, 27 – не государственные.
«Центры функционируют в 18 регионах страны. Во вновь созданных Алматинской и Абайской областях таких центров пока нет, поэтому необходимо вести работу по их созданию в этих регионах. С нынешнего года содержание Центров осуществляется исключительно из средств местных бюджетов. Объем выделенных средств составляет свыше 1 млрд тг», — сообщила министр труда и соцзащиты.
В данных центрах предусмотрено предоставление пострадавшим специальных социальных услуг в срок до 6 месяцев круглосуточно или шесть часов в сутки в дневное время.
С начала года ими охвачено свыше 3 тысячи человек, из которых:
- медицинскую помощь получили – 3055 чел;
- трудоустроено – 277 чел;
- устроены в детские дошкольные учреждения – 350 детей;
- документированы – 528 чел;
- воссоединились семьями – 464 чел.
При этом министр обратила внимание на 2 следующих настораживающих факта:
- первое, почти 67% в числе обратившихся или 2 661 – это дети, подвергшиеся либо ставшие свидетелями насилия;
- второе, основными получателями услуг являются многодетные семьи.
Если посмотреть на региональную структуру, то наибольшее количество обратившихся за помощью отмечается в Павлодарской области, Жетысуской, в городах Шымкент, Алматы. Высокий уровень отмечается также в г. Астана, Кызылординской, Актюбинской и Жамбылской областях.
В целом, риски в данной сфере определяют наличие следующих 3-х основных причин. Одна из них заключается в работе с такими группами постфактум. Второе, это неразвитость сети кризисных центров в регионах, за исключением Павлодарской, Акмолинской, Карагандинской и Костанайской областей;
«Например, в Восточно-Казахстанской области, стабильно возглавляющей тройку анти лидеров по правонарушениям в семейно-бытовой сфере, функционирует лишь один центр – в г. Усть-Каменогорск, на 12 койко-мест», — сообщила Тамара Дуйсенова.
Третье, в месторасположении указанных центров, что приводит к недоступности их для большинства жертв насилия.
Со слов Т. Дуйсеновой, решение указанных проблем требует внедрения механизма предварительной работы с семьями или гражданами с высокой вероятностью наступления последствий насилия.
Глава МТСЗН считает необходимым поручить уполномоченным центральным органам и акимам:
- использовать возможности Цифровой карты семьи для выявления целевой группы с высокой вероятностью риска.
- вовлекать в работу действующие Центры поддержки семьи «Бакытты отбасы» на местах, как институт по профилактике и упреждению семейно-бытовых насилий;
- включить данную категорию граждан в приоритетную целевую группу в целях оказания дополнительной социальной поддержки в рамках местных социальных программ, содействии трудоустройстве и реабилитации;
- проработать вопрос расширения сети центров социальной адаптации жертв бытового насилия с привлечением субъектов частного сектора.