Как отметил глава МНЭ, в настоящее время в агломерациях страны имеются определенные дисбалансы в экономическом развитии, финансовом и человеческом потенциале между городом-центром и прилегающими районами. Основной фактор – неконтролируемый рост численности населения крупных городов и прилегающих к ним территорий.

«За 10 лет население города Астаны увеличилось на 59%, Алматы – на 37%, Шымкента – на 67%. Рост численности населения крупных городов вызывает ряд проблем: нагрузка на все виды инфраструктуры, строительство на окраинах города без привязки, отсутствие или неправильная реализация проектов детальной планировки, отсутствие удобной транспортной системы, дефицит инфраструктурных, социальных, промышленных и других объектов», - отметил министр.

По его словам, одной из основных причин нескоординированного развития территорий является отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей развитие агломераций. В связи с этим возникает необходимость законодательного разделения функций между городом-центром и его пригородной зоной.

«Используя лучший международный опыт, министерство разработало соответствующие законопроекты», - дополнил А.Куантыров.

Основной законопроект включает определение термина «агломерация» и критерии определения агломераций. Состав агломерации будет формироваться уполномоченным органом - министерством национальной экономики.

Главные критерии: административный статус города-центра; демографическая емкость; логистический потенциал; экономический потенциал.

«После принятия законопроекта, в соответствии с данными критериями, в качестве «агломераций» будут определены системы населенных мест с центрами в городах Алматы, Астана, Шымкент, Актобе и, возможно, другие областные центры», - сообщил глава Миннацэкономики.

На региональном уровне будут созданы Советы местной агломерации. На республиканском уровне вопросы по развитию агломераций будут выноситься на рассмотрение Совета по агломерациям, который является консультативно-совещательным органом при Правительстве.

Акиматы регионов наделяются дополнительными полномочиями. Это участие в совместном решении вопросов местного значения на территории агломерации; подготовка и подписание соответствующего соглашения; участие в создании и деятельности Местного совета агломерации; разработка комплексного плана развития агломерации.

Местные исполнительные органы городов-центров будут координировать деятельность субъектов по реализации генплана развития пригородной зоны, организовывать разработку проекта генплана, согласовывать проекты госнормативов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. 

В целом законопроектом планируется внесение изменений в Бюджетный и Земельный кодексы, а также в 5 действующих законов.