В распоряжении казахстанского торгового флота имеется 20 судов, включая 2 танкера, занятых перевозкой нефти в Черном и Средиземном морях, 4 сухогруза, 3 контейнеровоза и 11 танкеров, работающих на Каспийском море (2 из них приобретены в этом году совместной компанией, созданной «Казмунайгазом» и «Абу Даби портс»).

Растущие показатели развития отрасли в том числе обеспечивает Транскаспийский международный транспортный маршрут. Перевозки по нему в сравнении с прошлым годом выросли в 2 раза – до 2,5 млн тонн. При этом экспорт казахстанской продукции по маршруту увеличился в 3 раза. Наравне с этим отмечается рост и импортного грузопотока. Это показывает заинтересованность европейских компаний в ТМТМ.

«Главой государства поставлена задача увеличить объемы перевозок по ТМТМ в 5 раз. Для этого с Азербайджаном, Грузией и Турцией подписана Доркарта, в соответствии с которой каждой страной принимаются меры по синхронному развитию собственной транспортной инфраструктуры. Совместно с казахстанскими экспортерами и крупными международными транспортно-логистическими компаниями, такими, как Maersk, Cosco Shipping и PSA, проводится анализ грузовой базы, потенциально ориентированной на маршрут. В результате, мы сможем увидеть полную картину по загрузке ТМТМ на следующие 5 лет», – сообщил министр.

Учитывая динамичный рост объемов перевозок для дальнейшего развития отрасли следует сконцентрироваться на решении 6 основных задач: провести дноуглубление акватории морских портов, увеличить терминальные мощности и создать на их базе бондовые зоны, улучшить железнодорожную инфраструктуру, подходящую к портам, осуществить цифровизацию транспортных коридоров, нарастить мощности торгового флота и обеспечить должный уровень навигационной безопасности.

Далее глава Минтранспорта перечислил меры, которые уже проводятся, запланированы или предлагаются для решения перечисленных задач.

В частности, в акватории порта Курык дноуглубительные работы будут завершены к июлю 2024 года, затем их проведут в порту Актау. Частные терминалы на каспийском побережье тоже нуждаются в проведении дноуглубительных работ, но бюджетные средства на них не предусмотрены. Вместе с тем, принимая во внимание важность развития портовой инфраструктуры рассматривается возможность оказания господдержки.

Глава Минтранса подчеркнул, что вынутый грунт будет использован для дальнейшего наращивания терминальных мощностей. За счет них будут созданы новые территории площадью порядка 170 гектар. По перспективным участкам ведутся переговоры с Abu Dhabi Ports, Rhenus и Shandong port.

По информации министра, со следующего года будет начато строительство контейнерного хаба в порту Актау. С портом Ляньюньган уже подписано соответствующее соглашение. ТЭО проекта будет готово в апреле 2024 года. В порту Курык в этом году завершено строительство зерновых терминалов. Также в порту будут построены терминалы для генеральных грузов и перевалки «зеленого водорода».

Для развития смежной железнодорожной инфраструктуры к морским портам планируется строительство 404 км вторых путей на ЖД-участках «Бейнеу - Мангыстау», «Жарык – Сексеул» и «Шалкар – Курык». Мероприятия уже включены в утвержденный план по модернизации магистральной железнодорожной сети до 2030 года. Также будут построены дополнительные пути к терминалам порта Актау.

Для цифровизации маршрута ТМТМ сингапурской компанией PSA разработана цифровая платформа Digital Trade Corridor, интегрированная с информационной системой Сианьского сухого порта. Кроме того, на границе с Китаем в пилотном режиме внедрена таможенная платформа Tez Customs для автоматизации процесса выдачи транзитных деклараций. Сейчас ее работу на станции Алтынколь отслеживают сотрудники PSA.

«Параллельно проводится интеграция цифровой платформы Digital Trade Corridor с информационными системами порта Баку, Азербайджанских железных дорог и транспортных организаций Грузии. К концу марта цифровая платформа будет введена в промышленную эксплуатацию. Это даст возможность оцифровать весь процесс движения грузов от Китая до Европы», – добавил Марат Карабаев.

Для развития торгового флота планируется создание отечественного судостроительного завода на базе существующих производственных объектов. На первом этапе имеется потребность в строительстве 10 новых судов. Новые модели судов уже проектируются «Казмортрансфлотом». Потенциальную заинтересованность в реализации проекта «Судоверфь» проявляют компании YDA, Asfat и ADP.

Для обеспечения безопасности мореплавания до конца марта 2024 года будет введена в промышленную эксплуатацию система управления движением судов в порту Курык. В порту Актау систему планируют установить до конца 2025 года.