Министр энергетики Канат Бозумбаев высказался по излишкам бензина, которые будет импортировать Казахстан.

С Россией мы связаны соглашением – вы помните, что мы раньше экспортировали бензин. До начала нынешнего года мы привозили 30 процентов всего употребляемого бензина. Мы его привозили без таможенных пошлин, потому что мы в одном Евразийском пространстве. Мы дали обязательство Российской Федерации что не будем экспортировать бензин – чтобы мы не занимались реэкспортом. Чтобы не было такого: купим бензин и «шуранем» в Таджикистан, заработаем, потому, что они там продают с пошлиной. В связи с этим мы взяли на себя двустороннее обязательство, что не будем экспортировать.

Теперь после модернизации заводов, которая, практически, завершилась – на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе в эти дни вводится в строй и до конца месяца заработает установка каталитического крекинга, которой там никогда не было – у нас увеличится переработка выпуск светлых продуктов. Соответственно, у нас значительно увеличится выпуск бензина. Поэтому, критически важно в октябре-ноябре начать экспортировать. Или мы эту установку просто остановим. Потому что на сегодня даже два модернизированных завода и Шымкентский немодернизированный - дали нам профицит бензина. И на сегодня 340-350 тысяч тонн бензина свободных остатков в наличии у владельцев-ресурсодержателей есть. Если будет 500, то это будет полная «затоварка» в стране. Все это привело к значительному снижению цен на бензин. Как говорится, - не было бы счастья да несчастье помогло! Цена снизилась на 10 процентов с начала года.

Поэтому мы сейчас планомерно работаем над проектом нового соглашения между Минэнерго Казахстана и Минэнерго Россиийской федерации, который лежит в Правительстве Российской Федерации. Как только российское правительство уполномочит моего коллегу Александра Новикова на подписание, возможно, это произойдет в ближайшие неделю-две, а я уже уполномочен на это полторы недели назад соответствующим постановлением казахского Правительства, мы подпишем соответствующее соглашение.

С кыргызскими коллегами мы завершаем переговоры – штрихи остались. Мы же не экспортировали эти продукты, находясь в союзе и тут есть свои особенности. Это разница в ценах – значительная, на внутреннем рынке между Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Афганистаном. Есть, конечно, риски того, что как только мы приоткроем границу, бензин убежит туда, где дороже, потому что рынки там, по сравнению с нашим - премиальные.

Со странами, куда мы будем поставлять бензин мы заключим и соответствующее Соглашение, в котором будут расписаны совместные балансы. То есть, в какой месяц, сколько будем продавать и выше этого продавать не будем. И – точка! А продавать будем ровно тот объем, который будет являться излишком для нашего рынка. Все, в чем нуждается внутренний рынок мы будем полностью обеспечивать по приоритету «внутренний рынок»!