Пройденный уголовным законодательством 30-летний путь, указывает на то, что развитие той или иной отрасли права неразрывно связано с происходящими событиями в государстве, отражая в правовых нормах специфику того или иного исторического периода.

«Ревизия и коррекция уголовного законодательства невозможна без системного и взвешенного подхода. В этой связи уголовная политика будет строиться министерством юстиции на следующих принципах. Во-первых, на принципе разумной стабильности уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного закона. Концепцией правовой политики Республики Казахстан до 2030 года отмечается, что в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство часто вносятся изменения и дополнения, нарушающие их стабильность, что способствует возникновению ошибок в правоприменительной деятельности, а также нарушению норм указанных законов лицами, не знавшими о внесённых изменениях. Ответственность за уголовные правонарушения подвергаются изменениям в зависимости от резонансных событий в стране (например, незаконная порубка лесов, жестокое обращение с животными), не редко без проведения аналитической работы, устранения причин, по которым «не работает» определённая норма. В этой связи, министерством юстиции будет проработан вопрос установления особого порядка внесения поправок в уголовный и уголовно-процессуальные кодексы. Потому что они связаны с применением уголовных наказаний, которые являются самыми жёсткими в правовой системе государства», - разъяснил министр юстиции.

Во-вторых, на принципе оптимального пути развития, когда динамика изменений, интенсивность, не будут подстраиваться под правоприменительную практику. Необходимо перейти от недостаточно организованных, разрозненных и не всегда обоснованных действий органов к единообразному и комплексному подходу.

«Учитывая, что уголовно-процессуальное законодательство формируется правоохранительным блоком, не всегда обеспечивается состязательность как на досудебной, так и судебной стадиях: процесс подстроен под запросы более сильной стороны. В связи с чем министерством юстиции планируется проведение анализа судебной и правоприменительной практики, включая статистические данные уголовных дел, обращений в правоохранительные органы с привлечением к этой работе сотрудников правоохранительных органов и других организаций; определение эффективности институтов, введённых новым уголовно-процессуальным кодексом (к примеру, роль следственного судьи, процессуальное соглашение и т.д.); укрепление института состязательности сторон и усиление процессуальных гарантий стороны защиты. Вся эта работа будет осуществляться в конструктивном диалоге с представителями общественности, учёными, экспертами, гражданским обществом», - отметил спикер.

В целом, работа по обоим законопроектам министерством юстиции будет проводиться открыто с размещением законопроектов на портале Открытых НПА. Завершить работу планируют в первом полугодии 2023 года.