Докладывая о реализации нацпроекта «Качественное образование «Образованная нация», Асхат Аймагамбетов подробно рассказал о проделанной работе. По его словам, по детским садам, школам, колледжам и организациям дополнительного образования предусмотрено исполнение 12 показателей и 20 мероприятий. Так, в прошлом году все мероприятия были исполнены на 100%.

«Из 10 показателей исполнено 100%. За 6 месяцев текущего года работа ведется по плану», — сообщил глава Минпросвещения.

В 2021 году в Казахстане были открыты 534 детских сада, введено 47 тыс. мест. В результате охват детей в возрасте от 2 до 6 лет составил 88,4%, 3-6 лет – 99%.

«Однако 6 областей не полностью исполнили свои планы. К примеру, в прошлом году в Алматинской области были открыты детские сады на 14 тыс. мест, в городе Алматы на 5 тыс. мест. Это хороший показатель. В таких же похожих густонаселенных регионах в Туркестанской и Кызылординской областях всего введено порядка 1 тысячи мест. Этого недостаточно. За счет перевыполнения плана и дополнительных открытых мест в других областях, к примеру, в г. Шымкенте – 170%, в Жамбылской области – 120% мы полностью достигли уровень республиканского показателя», — пояснил А. Аймагамбетов.

До конца текущего года запланировано открытие 322 детских садов на 34 тыс. мест. По итогам первого полугодия открыто 140 детских садов на 12,9 тыс. мест.

Наряду с охватом проводится работа по обновлению программ детских садов. Это особо важное направление. Утверждена новая модель дошкольного образования и новый государственный стандарт.

«В детских садах будут воспитываться дети, уверенные в себе, устойчивые к трудностям, здоровые, открытые и креативно мыслящие. Развитие детей будет направлено на воспитание патриотизма, трудолюбия, любознательности через игру, двигательную активность и творчество. Проводится работа по повышению квалификации воспитателей детских садов и по усилению требований к детским садам», — отметил он.

Охват дополнительным образованием очень важен для сферы образования. В прошлом году было достигнуто плановое значение по охвату 69,4%, в этом году должны увеличить охват свыше 75%. В настоящее время работают 1,5 тыс. организаций дополнительного образования, 63 тыс. кружков, спортивных секций. В целях повышения доступности дополнительного образования впервые с прошлого года начали размещать госзаказ. Это очень эффективный механизм.

Говоря о среднем образовании, министр просвещения отметил, что главная проблема здесь – это повышение качества образования. Проводится работа для сокращения разрыва в качестве образования между регионами, городскими и сельскими школами.

«По оценке качества мы широко используем механизмы внешнего и внутреннего контроля. В этом плане для нас очень важным является международное исследование PISA. В рамках этого Нацпроекта мы начали проводить специальное международное исследование «PISA для школ». В связи с пандемией по прогнозам международных экспертов в исследовании PISA были выявлены риски снижения показателей в стране на 30-40 баллов. 

Однако результаты проведенного в 2021 году «PISA для школ» показали, что качество образования школьников выросло на 30 баллов по читательской, на 24 балла – по математической грамотности, на 11 баллов – по естественно-научным направлениям. Это очень хороший показатель», — подчеркнул глава Минпросвещения.

Сократился разрыв между результатами городских и сельских учащихся на 22 балла, между результатами учащихся с русским и казахским языком обучения – на 21 балл.

Также, по словам А. Аймагамбетова, на постоянном контроле находятся вопросы безопасности и создания комфортных условий в организациях образования. Для увеличения охвата детей с ограниченными возможностями специальной психолого-педагогической поддержкой и ранней коррекцией в 2021 году открыто 8 ПМПК и 6 кабинетов коррекции, в текущем году – еще 3 ПМПК и 4 кабинета. В результате 175 тыс. детей с особыми образовательными потребностями охвачены специальной психолого-педагогической поддержкой.

«С текущего года для поддержки детей с особыми потребностями мы впервые начали размещать государственный заказ. Это решение позволит снизить очередность и расширить доступ нуждающимся детям к получению равных образовательных услуг», — отметил он.

В 2021 году проведена модернизация 1 015 школ в малых городах, районных центрах и селах. План достигнут. В частности, сделан капитальный ремонт в 806 школах, приобретены предметные кабинеты для 597 школ, обновлена мебель в 684 школах, обновлены 48 школьных столовых. В этом году обозначенные работы будут и дальше продолжены.

«В 2022 году будут модернизированы еще 1 003 школы. За каждым регионом четко закреплены показатели. В рамках исполнения данного показателя местные исполнительные органы должны активизировать свою работу», — сообщил Асхат Аймагамбетов.

Глава Министерства просвещения добавил также, что в последнее время в ветхих, своевременно не проводивших капитальный ремонт школах, имеются случаи аварийной опасности, увеличились факты создания катастрофически опасных ситуаций. Только благодаря тому, что упомянутые события произошли во внеурочное время, миновала опасность угрозы жизни учащихся. В этой связи, всем акиматам следует проводить соответствующий технический аудит по школам, которые были построены более 50 лет назад.

Немаловажную роль в повышении качества образования, по словам министра, играет обеспеченность школ предметными кабинетами. В 2021 году 949 школ по плану закупили 1 825 предметных кабинетов.

В нынешнем году 70% школ будут обеспечены предметными кабинетами физики, химии, биологии, STEM. В Атырауской, Улытауской, Жамбылской областях и г. Алматы заявленная потребность на выделение финансовых средств не одобрена бюджетной комиссией, что создает риски неисполнения показателя.

В целях обеспечения школ комфортной, безопасной и современной образовательной средой в 2021 году открыто 277 новых школ на 163 тыс. ученических мест. В то же время 10 регионов не достигли плановых значений по вводу 42 новых школ и 21 514 ученических мест. В настоящее время наблюдается рост трехсменных и аварийных школ, в связи с чем показатель считается рисковым.

В рамках ввода 1000 школ в 2022 году запланировано строительство 225 школ на 214 тыс. ученических мест, из которых в настоящее время введены 49 школ на 22 тыс. ученических мест. Для решения данной проблемы акиматам нужно принять необходимые меры, чтобы не допустить срыва сроков ввода школ.

В рамках реализации поручений Главы государства по 100% охвату бесплатным техническим и профессиональным образованием за счет республиканского бюджета на 45 тыс. мест увеличен госзаказ, который составил 128 тыс. мест.

«В первую очередь бесплатным ТиПО по востребованным специальностям с техническим направлением планируется охватить выпускников 9-х классов. Однако в регионах с большой долей молодежи NEET наблюдается сокращение количество грантов, выделенных из местного бюджета», — сказал А. Аймагамбетов.

По поручению Президента совместно с акиматами областей внедряется целевая подготовка кадров по заявкам предприятий. Государство бесплатно готовит специалистов, а предприятия берут на себя обязательства по трудоустройству. Впервые выделено 10 тыс. целевых грантов.

В целях повышения подготовки кадров колледжам предоставлена академическая самостоятельность. Совместно с работодателями разрабатываются образовательные программы и изменены сроки обучения. 100% государственных колледжей переданы под шефство предприятиям. Для поступления в колледжи введен ряд нововведений. При выборе специальности предусмотрена обязательная профессиональная диагностика выпускников. По итогам абитуриенты получают рекомендации по выбору специальности.

«Автоматизирован процесс распределения госзаказа среди студентов. Отменены вступительные экзамены. Абитуриент получает возможность овладения от 1 до 3-х квалификаций. При поддержке государства 180 колледжей, оснащенных по проекту «Жас маман», обновили учебные программы, установили соответствующее современное оборудование и получили новый импульс к качественной подготовке кадров», — сказал министр просвещения А. Аймагамбетов.