По его данным, из 1970 поставщиков Фонда на конец октября 2023 года задолженность перед соисполнителями имели 454 медицинских организации на общую сумму 98 млрд тенге. 20 декабря в должниках числились уже 479 организаций, за которыми накопилась задолженность в размере 113 млрд тенге. При этом свыше 90% из них являются государственными.
«Всё это влечёт за собой риски недостаточности или отсутствия средств для исполнения обязательств по договорам, значит ставит под угрозу предоставление пациентам качественной и своевременной медицинской помощи. В начале декабря прошлого года Министерством здравоохранения была сформирована специальная рабочая группа для выявления объективных причин кредиторской задолженности. В её состав вошли представители ФОМС, региональных управлений здравоохранения, Республиканского центра электронного здравоохранения и Комитета медфармконтроля. При формировании списков организаций учитывались три основных критерия: рост кредиторской задолженности, несвоевременная выплата заработных плат медработникам и ненадлежащее исполнение обязательств перед соисполнителями», – рассказал представитель Фонда.
В результате были отобраны 24 медорганизации, на долю которых пришлось 23% от общей суммы задолженности. В их числе 18 стационаров (больниц), 4 поликлиники и 2 станции скорой медицинской помощи. С 2020 по 2023 годы кредиторская задолженность по этим организациям выросла с 8 млрд тенге до 25 млрд тенге.
«Как показал анализ, причинами возникновения кредиторской задолженности являются неэффективные управленческие решения руководителей медорганизаций, проведение разного вида ремонта зданий, неприоритетные расходы, увеличение дифференцированной оплаты и выплаты премий сотрудникам при наличии долгов, затрачены средства на изготовление стендов, подписки на журналы и так далее», – отметил спикер.
Второе, ежегодное повышение зарплат сотрудников в целях мотивации, в том числе, не производственному персоналу. Имеются факты установления повышенных должностных окладов отдельным сотрудникам. Третье, отсутствие в медорганизациях должного уровня персонифицированного учёта расхода лекарственных средств и медицинских изделий. Из-за чего возникал высокий уровень затоваренности, неэффективного использования и приобретение невостребованных лекарств.
Айдар Нуралиев также добавил, что отсутствие индексации тарифа с учётом уровня инфляции тоже является значительным фактором, влияющим на кредиторскую задолженность.
«Фондом были выработаны предложения по решению сложившейся ситуации. В частности, предлагается актуализировать тарифы с учётом степени тяжести пролеченного случая, проработать вопрос индексации тарифов с учётом уровня инфляции, принять меры по улучшению менеджмента организации через обучение первых руководителей ведению финансовой деятельности и эффективному соблюдению баланса доходов и расходов. Данные предложения одобрены Министерством здравоохранения. В ближайшее время по всем фактам неправильного менеджмента будут направлены письма местным исполнительным органам», – рассказал А.Нуралиев.
К слову, для снижения уровня кредиторской задолженности был предпринят ряд мер. Это дополнительное финансирование за счёт активов ОСМС и ГОБМП, в рамках корректировки республиканского бюджета, а также местных бюджетов 10 регионов. В результате чего просроченная кредиторская задолженность в течение года была снижена с 22,7 млрд тенге до 8,8 млрд.