Во-первых, имеющиеся проблемы трёхступенчатого алгоритма защиты прав потребителей. 


«Судебная практика показывает, что потребители прежде, чем обратиться в суд, обязаны последовательно пройти первые два этапа трёхступенчатого механизма, 1 этап – продавец и субъект досудебного урегулирования потребительских споров, 2 этап – государственный орган. В этой связи предполагается внести изменения в норму Закона, исключив в нём лишний барьер для реализации конституционного права потребителя на судебную защиту. Второе, неполный охват всех видов нарушений прав потребителей, введёнными в Кодекс об административных правонарушениях. В Законе значительно расширился перечень обязанностей продавцов, однако на сегодняшний день в КоАП предусмотрены всего 2 состава административных правонарушений. В связи с чем, ведётся работа по передаче в подведомственность уполномоченного органа рассмотрения административных дел ещё по двум составам нарушений. Третье, недостаточность эффективного общественного контроля», - отметил спикер. 


Дело в том, что наделение общественных объединений потребителей правом осуществлять общественный контроль не дало полного эффекта, так как они не наделены функцией проведения контрольного закупа образцов товара с целью оценки его безопасности и качества. Ещё существуют пробелы в действующей правоприменительной практике в электронной торговле. Потребители всё чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством при оплате товаров через интернет, что требует законодательного урегулирования оборота товаров в социальных сетях. 


Поступили предложения и от общественных организаций потребителей, государственных органов и других заинтересованных лиц в целях улучшения законодательства РК.


«Так, общественными объединениями потребителей предложено распространить базовые принципы Закона на сферы финансовых, страховых, банковских, жилищно-коммунальных, медицинских, туристских, транспортных услуг, не предусмотренных действующим Законом по защите прав потребителей. Необходимость рассмотрения данного вопроса показывают и результаты социологического исследования, проведённого в 2020 году в рамках государственных закупок комитета, что наиболее проблемными сферами услуг для потребителей являются медицинские услуги (не удовлетворены данной сферой 46% опрошенных); транспортные услуги (43% неудовлетворённых); образовательные услуги (не удовлетворены данной сферой 42% опрошенных); услугами связи не удовлетворены 36% опрошенных. ООП предлагают законодательно урегулировать вопросы их финансирования, создать механизм исключения обмана и мошенничества при оплате товаров через электронные торговые площадки, расширить механизм общественного контроля, вернуть ранее существовавший до 2010 года институт по начислению ООП вознаграждений от сумм, возмещаемых потребителю», - сказал глава профильного комитета.